Это мой город: пианист Олег Вайнштейн - Москвич Mag
Алена Череватюк

Это мой город: пианист Олег Вайнштейн

3 мин. на чтение

О сеансах космической связи из кухни, бесценных роялях и особой музыкальности москвичей.

Я родился…

В Санкт-Петербурге и живу в нем.

Мой любимый московский район…

В студенческие времена мы ездили в Московскую консерваторию. И, конечно, для меня было чрезвычайно важно прикоснуться к роялю в том классе, где преподавал мой «музыкальный дед» (учитель моей учительницы) Лев Николаевич Оборин.

Надо сказать, что несмотря на то что в Москве теперь бываю регулярно, с тех пор ни разу в залах консерватории я не играл.

Первые московские впечатления связаны с моими родственниками.

Это уютная квартира на Каляевской, как ее всегда называли в моей семье (в 1992 году улице вернули историческое название Долгоруковская. — «Москвич Mag»), и ее хозяева — дядя Жора и тетя Инна. Помню, какое впечатление произвел на меня тогда прямой сеанс связи с космической станцией прямо с кухни по стационарному телефону.

Дело в том, что моя троюродная бабушка Инесса Бенедиктовна Козловская была одним из основоположников космической медицины. Она разработала специальный нагрузочный костюм, который проходил испытания в космосе.

Таким образом, Москва для меня как коренного петербуржца стала раскрываться с этих двух сторон — семейной и музыкальной.

Я люблю бывать…

Чаще всего я приезжаю в Москву выступать и, возвращаясь к московским впечатлениям, не могу не сказать о замечательных инструментах, на которых приходилось играть. Всегда в отличной форме концертные рояли Дома музыки, зала Чайковского, но особого внимания заслуживают другие инструменты. В первую очередь это рахманиновский рояль на Ордынке. Инструмент, практически без капитальных ремонтов доживший до наших дней, обладает удивительной магией и особенным тембром. Также могу вспомнить один из первых «Фациоли» с четырьмя педалями в музее Вернадского, а также потрясающе отреставрированный «Стейнвей» в Кремлевском дворце.

Увы, в таких огромных залах, как Кремлевский дворец, слушатели не могут оценить все тембральное богатство инструмента из-за микрофонной подзвучки.

В Москве мне не хватает…

Тем, кто вырос в Петербурге, всегда не хватает в других городах этого огромного водного простора, некоторой степенности в жизни и величественной торжественности архитектуры. Я не являюсь исключением. Но очень радостно видеть, как расцветает Москва, стремительно меняется, развивается. И тем не менее каждый раз, когда я возвращаюсь домой, проезжая из аэропорта по скоростному диаметру, у меня захватывает дух при открывающейся перспективе залива слева и города справа.

Москвичи отличаются от жителей других городов…

Часто гастролирующие артисты могут чутко уловить разницу в восприятии в тех или иных регионах. Московские слушатели очень открытые и благодарные. Играть для них — это всегда удовольствие.

Место, в котором хочется побывать…

В плане культурных событий Москва настолько разнообразна, что посетить все интересующие места и творческие события не представляется возможным. И я не могу в данном случае сделать акцент на каком-то определенном жанре — Москва театральная, Москва музыкальная и Москва изобразительная всегда интересна. Летом мы были в Музее русского импрессионизма. Впечатление осталось очень яркое.

В Москве меня можно встретить…

Чаще всего мои творческие визиты в Москву связаны с концертными программами народного артиста РФ Олега Погудина. В первую очередь это песни Александра Вертинского. В этом году исполняется 10 лет, как мы вместе выходим с ними на сцену в неожиданном на первый взгляд сочетании с миниатюрами Рахманинова. Этот спектакль всегда проходит с аншлагом во всех концертных залах Дома музыки, театра Фоменко, театра Ермоловой, ЦДЛ…  На всех этих сценах этот спектакль звучит по-разному, но всегда современно и пронзительно.

О неожиданном сочетании и планах…

Рахманинов и Вертинский познакомились в Нью-Йорке в 1934 году. Это произошло во время нью-йоркского концерта Вертинского в «Таун-Холле». Тогда же в журнале «Иллюстрированная Россия» вышел очерк, в котором рассказывалось, что Рахманинов не один раз слушал пластинки Вертинского. Песня «Чужие города» («Принесла случайная молва… ») была впервые исполнена в присутствии Сергея Васильевича.

Так что сочетание песен Вертинского с миниатюрами Рахманинова неожиданно только на первый взгляд.

Москвичи смогут убедиться в этом в Московском международном Доме музыки 18 ноября.

 Фото: из личного архива Олега Вайнштейна

Подписаться: