Архитектурный облик Москвы — словно мозаика. Вблизи он кажется набором пестрых фрагментов, но при вдумчивом взгляде складывается в изящное панно. В этом плане окрестности метро «Тульская» особенно показательны. Здесь соединились два стиля — авангард и модернизм, но они не застыли во времени. Район продолжает развиваться, в том числе в архитектурном плане.
Скоро рядом со знаменитым домом-кораблем, который в народе получил прозвище «лежачий небоскреб», появятся традиционные небоскребы — три башни «Мангазеи на Тульской», которые, несмотря на свою современность, отсылают к типичному для этой части Москвы наслоению времен, типологий и стилей. Мы проследили историю района, который называют въездными воротами в центр столицы, и разобрались, как меняется его облик, а в ткань города органично интегрируется новая современная застройка.
История
Даниловский, где находится «Тульская», — единственный район, расположенный сразу на двух берегах Москвы-реки. Уже в X−XI веках тут были поселения, а в XIII веке появился Данилов монастырь. Помимо духовного центра, это был мощный форпост на южных рубежах столицы, защищавший город от врагов. «Здесь всегда было серьезное противостояние Москвы внешнему врагу», — говорит экскурсовод проекта «Москва глазами инженера» Галина Минакова.
После череды бурных событий наступило затишье: это место стало тихой промышленной окраиной Москвы с фабриками и невысокими деревянными домиками. А в советское время за переделку района взялись лучшие архитектурные умы: он должен был стать образцово-экспериментальным для всего Союза.
«Планы застройки Большой Тульской улицы и Тульской площади начинаются с начала 1950-х. И практически все — от мастерской №13 “Моспроекта”. Изначально ее возглавлял Григорий Захаров, в 1954-м руководителем становится Зиновий Розенфельд — он создавал ансамбль Песчаных улиц рядом со станцией метро “Сокол”. На новое место он перетащил за собой практически весь свой коллектив — сильную команду, что работала над проектом МГУ», — говорит Минакова.
В 1961-м Розенфельда сменил Всеволод Воскресенский. Благодаря ему в основном и сформировался облик Тульской площади: он автор Монетного двора, соавтор дома атомщиков на «Тульской» — вместе с Даниловским рынком они сложились в единый модернистский ансамбль.
Архитектурные доминанты
На «Тульской» мирно соседствуют монументальные сталинки и хрущевки, старинные монастыри и современные лофт-пространства. Архитектурное наследие района — авангард и модернизм. Такой микс и космополитизм определяют жизнь и быт жителей района: они не «заперты» в пределах одного стиля. Зайти поразмышлять о бренном в древний монастырь, потом заглянуть в коворкинг в здание бывшей фабрики XIX века, а после отправиться за свежей выпечкой на легендарный Даниловский рынок — запросто.
Вот лишь несколько ключевых точек притяжения в относительной близости от метро «Тульская».
Данилов монастырь
Сейчас это место для тихих прогулок и размышлений, но в свое время жизнь тут бурлила. Например, в 1986 году новый Троицкий собор вместе с тогдашним митрополитом открывал предстоятель Американской православной церкви Феодосий Лазарь.
«Кажется, невероятный для Союза гость. Предыстория такая: в 1930 году, когда монастырь решили переделать под приемник-распределитель для беспризорных детей, колокола сняли и продали. Выкупивший их американский меценат передал реликвию Гарварду. Но когда университет попросили вернуть святыню, там пошли навстречу: отлили копии, а оригиналы отдали обратно в Москву», — рассказывает Минакова.
Товарищество Рябовской мануфактуры
Во времена промышленного бума в XIX веке рядом с реками возникает огромное количество производств. Около «Тульской» ткацкую фабрику открывает купец Петр Рябов. В советское время здесь стали производить промышленную аппаратуру.
По соседству — керамико-плиточный завод Власовых, где была целая экспериментальная лаборатория и делали изразцы. Увидеть их можно, например, на стенах станции метро «Таганская». «Эта территория — один из лучших образцов правильной ревитализации промышленных пространств, что сегодня дико актуально и модно в Москве. Во-первых, подобрали очень хорошие материалы, оголили кирпич, все почистили. Внутри сделано интересное раскрытие фактуры: даже часть стен при реставрации открыли по слоям, чтобы можно было посмотреть, как это выглядело изначально — с фрагментами белой плитки и настоящего кирпича. В общем, знаковое место, чтобы понять, как нужно переформатировать бывшие промышленные территории», — считает Минакова.
А еще здесь появилась новая достопримечательность, спасти которую помогли неравнодушные москвичи. Под краской обнаружилась историческая вывеска предприятия — керамическое панно, которое восстановили на деньги горожан.
«Это очень хороший пример того, как москвич может повлиять на сохранность истории своего города. И сегодня там невероятно приятно находиться: кафе-рестораны, каворкинги, офисы крупных компаний и искусство», — говорит Галина.
Шуховская башня
Открылась в непростом 1922 году — деньги нашли, ведь для молодой советской республики важно было наладить связь с миром. Конкурс выиграла контора Владимира Шухова, который считался гениальным инженером еще до революции.
«Он занимался строительством первых нефтепроводов, придумал гиперболоидные конструкции для водонапорных башен, которые до сих пор разбросаны по всей территории бывшей Российской империи. Шухов изначально рассчитал высоту 350 метров — на такой размах не хватило ни ресурсов, ни денег. А жаль, тогда бы Шуховская была выше Эйфелевой башни, но французов не обогнали, хотя и мечтали», — рассказывает Минакова.
До появления Останкинской башни Шуховская была главной точкой приема радио- и телесигнала.
«Шуховская телевизионная башня оказала огромное влияние на искусство, ведь это гениальное творение инженерной мысли, пример того, как из минимального количества материала можно создать эффективную конструкцию на долгие годы. Шуховской башней вдохновляются современные архитекторы — строители телевизионных башен в Китае, например, в Гуанчжоу. Норман Фостер, создатель “лондонского огурца”, небоскреба Мэри-Экс, тоже говорил, что на него повлиял Шухов».
Шуховская башня, безусловно, одна из доминант «Тульской». Жители района, из чьих окон ее видно, гордятся таким соседством. И чем этаж выше, тем лучше вид. Традицию строить в районе башни поддержит и проект «Мангазея на Тульской». Здесь их будет три: две жилые — 41-этажная Серебряная и 42-этажная Бронзовая, и одна 28-этажная, где разместится бизнес-центр. И из некоторых окон будет видно их «предшественницу» работы Владимира Шухова.
Дома-коммуны
Одним из первых воплощений нового советского образа жизни стал дом кооператива «Жиркость» по улице Лестева, 18. Трест с забавным названием в основном производил мыло. Входила в него и бывшая парфюмерная фабрика Брокара. «Для заказчика архитекторы Вольфензон и Айзекович придумали П-образное здание с корпусом обобществленного экспериментального быта. Подразумевалось, что там будут жить, отдыхать, воспитывать детей. Работала фабрика кухни, детский сад, актовый зал для собраний, спортзал и солярий на крыше, а позже даже кинотеатр», — объясняет Минакова.
В секциях, расположенных ближе к улице, были квартиры по три-четыре комнаты с собственными ванными и кухнями — элитное жилье Советского Союза. А в экспериментальной перемычке — ячейки для сна, комнаты по типу общежития на девять-двенадцать человек, причем без удобств.
«Естественно, были жесткие правила проживания: нельзя было привозить собственную мебель, да и она просто бы там не могла поместиться, предметы культа, иконы. А еще все жильцы дома обязались ликвидировать неграмотность», — рассказывает Манакова.
Дом как коммуна просуществовал недолго. После войны здесь продолжало функционировать коммунальное хозяйство, а фабрика-кухня обслуживала местные дошкольные учреждения. Сегодня в доме на Лестева, 18, по-прежнему живут, а сам дом признан объектом культурного наследия регионального значения.
Хавско-Шаболовский жилой комплекс
Дома в форме раскрытых книг с большими общими дворами, плавно переходящими один в другой, стоят под углом 45 градусов к сетке улиц. Это тоже интересное явление советского эксперимента, когда семью пытались заменить «ячейкой общества». Проектировали его рационалисты — конкуренты конструктивистов.
«Если на карте посмотреть на район “Тульской”, он напоминает некий орнамент, супрематическую композицию. Дома Г-образные, под углом 45 градусов относительно улиц. Будто мы летим над городом. Зачем это было нужно? Во-первых, чтобы разнообразить пространство, во-вторых, чтобы ориентировать окна и помещения по сторонам света. Например, жилые — на юг и восток, чтобы обеспечить больше света и тепла», — объясняет Минакова.
В комплексе был создан коммунальный блок, где, по воспоминаниям жильцов, были даже баня и ЗАГС. «Ванные комнаты уже были, но представьте себе уклад жизни людей, которые только приехали в город из деревни. Душ для них — еще что-то экзотическое. Поэтому в домах этих были так называемые самоварные розетки».
Задумки архитекторов прошлого созвучны тому, как проектируют сегодня. Башни «Мангазеи на Тульской» от архитекторов IND тоже расположены под углом друг кдругу и к окружающей застройке. Но если в начале XX века с помощью этого хотели добиться большей инсоляции помещений, то сегодня это делают для того, чтобы буквально из каждого окна открывался свой особый вид на город, а не на соседние стены.
Для Хавско-Шаболовского жилого комплекса была придумана интересная колористическая схема. Дома, очень похожие друг на друга, раскрасили в разные цвета, от ярко-красного до охристого. Также и башни «Мангазеи на Тульской» получат разные оттенки. Серебряная башня, символизирующая современность, будет более нейтральной. Основным фасадным материалом здесь стало стекло, дополненное белым металлом. Бронзовая башня станет главным цветовым маяком, который задаст тон и настроение для всего комплекса. Будет у каждой из башен и свой дизайн-код. Завершие Бронзовой напомнит букву «М», что созвучно зубцам московского Кремля, а в линиях Серебряной башни в абсолют возведены чистота и минималистичность.
Дом атомщиков, или дом-корабль
Он и сейчас поражает, но, когда вокруг была малоэтажная застройка, выглядел еще более впечатляюще. «Это пример хорошей архитектуры советского брутализма. Он весь как будто высечен из камня и напоминает несущееся сквозь шторма судно», — считает Минакова.
Внутри — интересная система планировок: два подъезда будто соединяются единым коридором. Квартиры — тоже со своими «фишками»: есть даже двухуровневые — огромная редкость для СССР. Да еще и с выходом на полутораметровые балконы, которые огибают весь дом и действительно напоминают палубу корабля. Сделано это было для того, чтобы создавать, как сейчас модно говорить, коммьюнити — признак клубного дома.
Все дела жильцы дома-корабля могли переделать не выходя из дома: внизу работала почта, сберкасса, прачечная, кулинария, кафе и выставочный зал — это два первых уровня. «Архитектура этого дома спорная: кому-то очень нравится, кому-то не нравится категорически. Одно можно сказать точно — это самая важная доминанта Большой Тульской улицы», — резюмирует Минакова.
Даниловский рынок
Старейшая торговая площадь города — еще с XIII века. Современное здание построили в 1986 году, когда резко возросло население района. Рынки раньше любили делать просто под деревянными навесами, архитектурой особо не заморачивались.
Идея сделать складчатый железобетонный купол принадлежит Феликсу Новикову. Получилась удивительная конструкция: 14 складок образуют цветок вокруг центрального кольца, а по центру находится световой фонарь. «Это действительно гениальное архитектурное сооружение, и очень хорошо, что из него сделали гастрономическую и гурманскую точку притяжения, а еще сохранили функцию рынка», — радуется Галина Манакова.
У Даниловского рынка богатая история. Здесь даже бывали американские президенты. В 1959-м фрукты и соленья пробовал Ричард Никсон, а в 1988-м между рядов прогулялись Рональд и Нэнси Рейган. Новая жизнь рынка началась в середине 2010-х. В 2017 году завершилась масштабная реконструкция, и Даниловский рынок превратился в главную на тот момент гастрономическую локацию столицы. Он задал тренд, и пока москвичи привыкали к новому формату, другие столичные рынки тоже поспешили переосмыслить свои пространства.
Будущее и перспективы
Сегодня район продолжает активно развиваться и меняться. По сравнению с другими локациями Москвы, району «Тульской» удается сочетать спокойствие с молодежным драйвом. Вероятно, поэтому он оказался самым востребованным для покупки жилья в первом квартале 2024 года (по данным Ricci).
«Район вокруг станции метро “Тульская”, с одной стороны, очень деловой. Там и здание налоговой инспекции, и множество бизнес-центров. Но то, что находится дальше по бульвару, – уже семейная история. Там довольно тихие дворы, там все еще низкая застройка, близко до парков, зелено. И атмосфера, располагающая к тихой жизни. А здания бывших заводов — это, конечно, территория молодежи. Туда ходят на тусовки, встречи, проводят фотосессии и снимают помещения для своего первого бизнеса», — считает Минакова.
Сейчас активно строят новую радиальную ветку московского метро — «Троицкая» пройдет от ЗИЛа до Новой Москвы. А по набережным можно будет дойти пешком до Замоскворечья или доехать на велосипеде по благоустроенной дорожке прямо до Кремля.
Небоскребы «Мангазея на Тульской» возведут в самой престижной части района, буквально в паре километров от Садового кольца, где сходятся Большая Полянка, Большая Ордынка и Пятницкая улица. Всего за пару минут можно дойти до станции метро, на расстоянии десятиминутной прогулки — парк у пруда Бекет, чуть дальше — парк Горького и Нескучный сад. Пожалуй, это одно из лучших мест в городе, чтобы жить в его ритме, чувствовать динамику и быть сопричастным к разнообразному архитектурному наследию.
История района органично переплетается с современностью. Как когда-то здешние места были форпостом, защищавшим Москву от врагов, так и сегодня район «Тульской» — своеобразный форпост на границе с центром столицы. И на въезде в него будет возвышаться новая доминанта района — «Мангазея на Тульской».
Фото: пресс-служба компании «Мангазея», shutterstock.com