Советские ДК — дома и дворцы культуры — уникальный и чрезвычайно успешный культурно-просветительский эксперимент времен СССР, не имеющий мировых аналогов. Идеологической задачей первых ДК, большинство из которых строилось по индивидуальным проектам архитекторов-авангардистов, была помощь в адаптации малограмотного крестьянства, хлынувшего в города в эпоху индустриализации. К 1975 году вся страна покрылась сетью домов культуры — их было больше 130 тысяч. Там в свободное от работы время люди занимались хобби от авиамоделирования до бальных танцев, слушали научно-популярные лекции и «окультуривались». Сегодня число ДК в России стремительно сокращается в среднем на тысячу зданий в год.
«Москвич Mag» поговорил с партнером проекта по реконструкции домов культуры «Идентичность в типовом» архитектором Михаилом Баграмяном и узнал, кто из архитекторов придумал первый театральный зал-трансформер, сколько стоит реконструкция ДК и как старый Дворец культуры может сейчас положительно повлиять на жизнь района.
Сколько всего ДК в Москве?
Сейчас порядка 500, включая область. Судя по результатам нашего исследования в рамках проекта «Идентичность в типовом», максимальное число ДК в Советском Союзе было зафиксировано в 1975 году — 135 130. В отдаленных районах ДК нередко были единственными центрами культуры.
После распада СССР и отсоединения республик в России остался 72 571 ДК. Но сейчас их уже меньше 40 тысяч, и число все время сокращается, хотя не все постройки находятся в аварийном состоянии. Это огромная потеря для страны, так как система подобной сети государственных культурно-просветительских учреждений, в течение века работавших на такой огромной территории, не имеет аналогов в мире.
Первые дома культуры появились после 1917 года?
Задолго до революции, с конца XIX века существовали прототипы ДК — народные дома. Они выполняли множество социальных задач, направленных на культурное и образовательное развитие вчерашних крестьян, которых индустриализация массово переместила из деревень в крупные города. В народных домах свежеиспеченных москвичей и петербуржцев учили читать и писать, устраивали театры и библиотеки, боролись с пьянством и даже использовали их как своеобразные центры занятости. Делалось это все исключительно на средства меценатов и благотворителей. Одним из самых известных в России был Лиговский народный дом в Санкт-Петербурге, выросший из столовой, которую известная благотворительница графиня София Панина основала для нуждающихся.
С приходом советской власти к социальным задачам адаптации новоприбывшего крестьянина к жизни в городе добавились еще и политические — формирование нового типа советского человека через наглядную агитацию, просвещение и науку. Именно поэтому первые индивидуальные проекты таких рабочих клубов и домов культуры строили архитекторы-авангардисты — Мельников и братья Веснины. Их конструктивистская архитектура с ее инновационным языком, понятным и доступным всем социальным слоям, была нацелена на создание общественного пространства для нового типа людей.
Пространство конструктивистских ДК было максимально функционально. Никаких излишеств — все подчинено цели проведения досуга рабочих с максимальной пользой. В 1920–1930-х годах в Москве появились такие уникальные конструктивистские проекты, как ДК им. Русакова, ДК им. Зуева и Дворец культуры ЗИЛ.
После распада СССР в России остался 72 571 ДК. Но сейчас их уже меньше 40 тысяч, и число все время сокращается, хотя не все постройки находятся в аварийном состоянии.
Но индивидуальные архитектурные решения, какими бы интересными они ни были, не решали глобальной задачи — охватить всю страну сетью культурно-просветительских учреждений. Для этого были нужны типовые проекты. Во второй половине 1920-х годов начали проводиться архитектурные конкурсы для отдельных знаковых объектов, которые стали главным инструментом поиска оптимальных планировочных решений. На их основе проектными институтами разрабатывались типовые проекты рабочих клубов вместимостью 500, 1000 и 1500 человек для разных профсоюзов. Форматы были разными — дворцы культуры, дома культуры, сельские клубы. Часто заказчиками выступали заводы и крупные промышленные предприятия.
Во время Великой Отечественной войны массовое строительство ДК приостановилось, но в послевоенное время создание типовых клубов вновь было востребовано. Их в 1940-е годы разработала группа архитекторов архитектурно-проектной мастерской Всесоюзного центрального совета профсоюзов. Самыми распространенными типовыми проектами не только в этот период, но и за всю историю строительства подобных учреждений стали два клуба архитектора Константина Бартошевича на 300 и 500 мест в духе сталинской архитектуры, с портиком и колоннами. При Никите Хрущеве строительство продолжилось по послевоенным типовым проектам, полностью лишенным «архитектурных излишеств» на фасадах. Новые типовые проекты в духе модернизма своими чистыми формами и большим остеклением отсылают к эстетике авангарда. Именно в это время появились типовые проекты домов культуры большей вместимости: с залом на 800 и 1000 мест.
Когда и у кого появилась идея создать типовой проект реконструкции типовых ДК?
Эта мысль пришла нашему архбюро «Высота», когда мы исследовали возможности реновации Воронежского ДК машиностроителей (здание не функционировало с начала 2000-х годов) и еще двух других воронежских ДК. Очевидно было, что современные задачи домов культуры уже принципиально иные — посмотрите, что собой представляет «ГЭС-2». Банальной заменой коммуникаций здесь не обойтись, нужно было придумать, как адаптировать старые ДК под новую реальность, переосмыслить пространство. Наше архбюро начало с воркшопа, потом провело масштабное исследование, и все это завершилось реконструкцией ДК машиностроителей. Прежде всего было изменено функциональное и программное зонирование пространства — был полностью очищен первый этаж фойе от ненужных перегородок, в нем разместились гардероб и мини-кафе. Но в этом пространстве также заложена возможность трансформировать его при необходимости в гримерные посредством мобильных перегородок. Был обновлен зал, модернизирована акустика, также мы дали первому этажу больше света и проницаемости за счет расширения оконных проемов — проходя мимо ДК, можно заглянуть внутрь пространства городской гостиной первого этажа и посмотреть, что там происходит.
Сейчас у нас разработан очень интересный проект реконструкции Дома дружбы народов им. Кулаковского в условиях вечной мерзлоты в Якутске. В плане он представляет П-образную структуру, где между двух крыльев здания, приподнятого на сваях, располагается не используемый по естественным климатическим причинам дворик. Мы предложили перекрыть это пространство, чтобы можно было его использовать круглогодично, превратить его в атриум, своеобразную гостиную, которая является точкой сборки всех остальных пространств Дома дружбы народов. Проходя по галерее атриума, посетитель может увидеть, что происходит в танцевальных залах, кружковых и малом зрительном зале.
Так как основная проблема старых ДК — разрозненность административных офисов, то здесь мы ее решили радикально — пристроили третий административный блок с переговорной, опенспейсом и кабинетами.
Во сколько обходится реконструкция типовых ДК?
Это зависит от многих вводных: состояния самого здания, необходимости расширения площадей, объемов работы с фасадом и прилегающими территориями. Первая очередь реновации ДК машиностроителей стоила порядка 70 млн рублей. Это очень мало для такого типа объекта, но у нас получилось максимально эффективно использовать эти средства.
Для реализации в полном масштабе проекта в Якутии потребуется кратно большее количество денег — в этом проекте речь идет о значительных конструктивных вмешательствах и расширении площадей.
Современные задачи домов культуры уже принципиально иные — посмотрите, что собой представляет «ГЭС-2».
Если говорить о конструктивистских ДК, построенных по индивидуальным проектам, то многие из них имеют охранный статус и реконструировать их нельзя, только реставрировать. Там масса ограничений, которые налагаются на ОКН — объект культурного наследия. Но модернистские дома культуры и сталинские, особенно типовые постройки, которые не имеют статуса, дают архитекторам больше свободы для их интеграции в современную жизнь. Наша задача как междисциплинарной команды — сделать так, чтобы ДК вновь начал выполнять социально значимые функции и действительно стал местом для реализации креативного потенциала людей.
Можете привести примеры удачной или неудачной реставрации московских конструктивистских ДК?
ДК ЗИЛ и ДК им. Русакова. Культурный центр ЗИЛ — первый и самый большой Дворец культуры в Москве. Здание культурного центра — памятник архитектуры конструктивизма, спроектированный братьями Весниными. В здании сделали ремонт, разработали новую концепцию функционирования и фирменный стиль, существующую программу дополнили современными направлениями и форматами: робототехникой, лекторием, студиями для подростков. Следующим этапом стали проекты развития территории Даниловского района, значимым элементом идентичности которой был ДК ЗИЛ. Этот Дворец культуры продемонстрировал, что советский ДК может стать современным пространством и запустить изменения городской среды вокруг себя.
Дом культуры им. И. В. Русакова — отличный пример бережной реставрации знакового для своего времени объекта авангардной общественной архитектуры. Здание было построено в 1927–1929 годах по проекту Константина Мельникова и имело инновационные для того времени архитектурные решения: в плане клуб представляет собой секторную структуру, совпадающую с формой зрительного зала. Визуально здание напоминает шестеренку, что бросается в глаза с первого взгляда благодаря выступающим консолям, внутри которых расположены трибуны амфитеатра. Мельников сделал такие подвешенные формы не только чтобы увеличить места для зрителей, но и как отделяемые перегородками аудитории. Вместимость зала можно было варьировать от 250 до 1300 человек, занимая только партер или произвольное количество трибун из трех нефов по два независимых яруса в каждом. Реставрация клуба им. Русакова — пример очень деликатного сохранения выдающейся архитектуры советского авангарда.
Но есть и неудачный пример реставрации здания того же Мельникова — клуб фабрики «Свобода» (Дворец культуры им. М. Горького). Этот Дворец культуры на Вятской улице — одна из лучших работ Мельникова. Здание было построено в 1929 году для рабочих Государственной мыльно-косметической фабрики «Свобода». И это самое многострадальное сооружение Мельникова в Москве — сейчас там расположен один из крупнейших банкетных залов Москвы «Суриковъ Холл» и у здания полностью утеряна первоначальная планировка, нарушена стилистика и утрачены исторические интерьеры.