, 4 мин. на чтение

В Московской консерватории вновь проходит конкурс для молодых музыкантов «Звезды EXEED»

В Московской консерватории 28 октября состоится гала-концерт, после которого объявят победителей Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Звезды EXEED». В 2024 году конкурс пройдет во второй раз и сразу в шести номинациях: фортепиано, скрипка, виолончель, медные духовые инструменты, сольное пение и впервые — деревянные духовые инструменты (флейта, фагот, кларнет, гобой).

«Звезды EXEED» — всероссийский проект, сфокусированный именно на молодых музыкантах. По словам заместителя председателя оргкомитета конкурса и амбассадора бренда EXEED, известного скрипача Вадима Репина, такая поддержка крайне важна. Пусть в России есть и другие подобные соревнования, например престижный конкурс Чайковского, который проходит раз в четыре года, у него другая специфика: он не сосредоточен на студентах вузов. А «Звезды EXEED» выводят на орбиту самых молодых.

«Говоря о будущем молодых музыкантов, очень сложно что-либо предсказывать. Но тот факт, что эти артисты выступят в одном из самых легендарных залов планеты перед прекрасной публикой и очень авторитетным жюри — это, на мой взгляд, выражаясь языком автолюбителей, турбомотивация», — считает Вадим Репин.

Всем нужен трамплин

Есть ошибочное мнение, что настоящие таланты «и так заметят». Но даже самым одаренным нужен трамплин, а благодаря «Звездам EXEED» творческий рост исполнителей становится более стремительным.

Сам Репин признается, что в его жизни конкурсы сыграли определяющую роль и помогли пробиться на большую сцену. «Когда мне было 17, я принял участие в конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Он считается очень сложным как с музыкальной точки зрения, так и с точки зрения выдержки. Это настоящий марафон, который длится 32 дня. Я в нем победил. И попал из провинции на лучшие площадки мира», — вспоминает Вадим Репин.

Скрипач также поделился впечатлением от нового поколения музыкантов. Часто говорят, что молодежь «уже не та», но, по мнению Вадима Репина, стоит с оптимизмом смотреть на новую смену. «На мой взгляд, с молодежью все в порядке! На прошлом конкурсе я услышал несколько очень интересных музыкантов, с которыми у меня возникло желание сотрудничать в будущем».

Для самих участников конкурс «Звезды EXEED» важен не только для вдохновения и повышения самооценки, но и, конечно, для проверки своих профессиональных качеств и характера. «Любой конкурс — это стресс. Если ты справился с волнением и не потерял в качестве — уже вышел победителем», — считает победитель прошлого года в номинации «Сольное пение» Даниил Акимов. А Владимир Вишневский, год назад покоривший всех виртуозной игрой на фортепиано, отметил высокую организацию «Звезд»: начиная c жюри и до визуального стиля и дизайна. «Оформить Малый зал консерватории непросто, потому что он довлеет своим классическим стилем, но тут и экраны, и техника, и подсветка были вписаны очень аккуратно и не мешали играть! И сами судьи. Вадим Репин — это величина! Атмосфера была приятной и в зале, и на сцене. Не было давления, скорее ощущение большого концерта, без напряжения, а это способствует игре», — вспоминает он.

Зумеры вне сцены

Принять участие в конкурсе могут студенты высших музыкальных учебных заведений со всей России. В финале им нужно исполнить два разноплановых произведения. Конкурс проходит в несколько этапов. Так, до конца сентября будет идти прием заявок. Сразу на следующий день и до 8 октября жюри будет отсматривать видеозаписи, чтобы определить шорт-лист участников, который опубликуют на сайте конкурса 9 октября.

Организаторы отмечают, что с каждым годом заявок становится все больше, потому что все больше музыкантов узнают о конкурсе. И отбирать участников в финал непросто, ведь есть всего 18 мест.

В прошлом году в «Звездах EXEED» участие приняли более 100 студентов музыкальных вузов из 13 городов России. В итоге в финале выступили 15 из них: по трое в каждой из пяти номинаций — фортепиано, скрипка, виолончель, медные духовые инструменты и сольное пение. Участники представили концертные программы из двух произведений: классической и романтической эпох. А пока судьи совещались, зрители выбрали своего фаворита, проголосовав онлайн.

«За сценой каждый из участников в разной степени мог быть зумером. Но на сцене они были артистами и заявили о себе», — отметил Вадим Репин.

Конкуренция с каждым годом становится все острее, и для судейства это вызов. В жюри конкурса вошли музыканты с мировыми именами, профессора и преподаватели Московской консерватории. Бывает, что они спорят. А Вадиму Репину, по его словам, удалось найти универсальный алгоритм: «Знаете, часто нельзя что-то категорично определить. В искусстве нет исключительно черного и белого, зато много полутонов. Я решил для себя, что следую своей системе судейства. Она заключается в том, что, если мне захотелось пойти на концерт данного исполнителя, он достоин быть победителем конкурса!»

Новаторство и традиции

«Идея конкурса принадлежит нашему партнеру — компании EXEED. Она вошла в попечительский совет и проявляет активный интерес ко многим творческим проектам», — рассказал ректор Московской государственной консерватории имени Чайковского Александр Соколов.

Ранее автомобильный бренд помог с реставрацией исторических музыкальных инструментов, а также подарил мобильный орган, украшающий сейчас сцену Рахманиновского зала.

Философия бренда EXEED близка Московской консерватории: их объединяет курс на связь поколений, при этом стремление к новаторству, молниеносное развитие как имиджа, так и возможностей. И, конечно, любовь к искусству в целом и классической музыке в частности.

Фото: пресс-служба EXEED