Анастасия Медвецкая

Как бывшие враги — автолюбители и пешеходы — объединились против электросамокатчиков

6 мин. на чтение

В сериалах про 1990-е на тонированных «девятках», распугивая весь город несоблюдением правил, проносились бандосы — в современном мире летом все отпрыгивают от неконтролируемых электросамокатов. Завидя их издалека, разбегаются по сторонам.

Но особо недовольные граждане вступают в открытую борьбу. Так, один мой знакомый велосипедист, который невзлюбил братьев меньших — электрических, если те едут по пешеходной дорожке, подставляет им подножки, а неправильно припаркованный электросамокат швыряет в сторону — из неприязни и чтобы не мешал прохожим. Ведь помимо оборудованных станций парковок у водителей есть возможность прекратить шеринговую поездку практически в любом месте. «Как дети неконтролируемо стрейфят (и им такую траекторию движения простить можно), так и электросамокатчики непредсказуемы, — говорит он. — Очень мало вменяемых. Я живу около бульвара, по которому гуляю с собакой, и приходится постоянно бдеть, ведь они не хотят ехать с краешку, чтобы никому не мешать, а мчатся посередине — в свое удовольствие».

Можно вспомнить еще одного ретрограда, который в прошлом году решил почистить город от ненавистных электросамокатов и попал в новостную повестку, выразив свою гражданскую позицию сбрасыванием их в воду с Пресненской набережной.

Поклонник электросамокатов Максим Кузнецов и не скрывает, что пешеходы его мало волнуют: «На пешеходов мне вообще по**ю. Я ведь в пять раз их быстрее, хотя надо быть максимально предсказуемым. Я юзаю самокаты, потому что на них можно быстро преодолеть короткие расстояния — например, там, где пешком идти десять минут, на самокате можно проехать за две. Плюс вайб в целом — мчишься, классно».

В Москве кикшеринговые компании заработали в 2018 году. По итогам первого сезона Сергей Собянин написал в своем твиттере, что обычно москвичи берут самокат, чтобы добраться от дома до станции метро или от метро до работы. Так-то оно так — и для этих целей арендный или личный электросамокат подходит идеально. Но поправка на реальность следующая: уже пять лет, выходя на улицы города, особенно в центре, понимаешь, что прокатные электросамокаты — скорее развлечение для гостей города, а не способ передвижения для местных, а часто это вообще становится пьяным или подростковым аттракционом.

Есть ощущение, что владельцы личных электросамокатов более ответственны. «Я купила себе самокат два года назад, понимая, что тратить деньги и время на то, чтобы окончить автошколу, получить права и купить или арендовать машину, не хочу, — рассказывает москвичка Юлия Вышгородская. — Вся моя жизнь заключена внутри первой трети Ленинского проспекта — я диверсифицировала то время, что тратила, ходя по делам пешком. Теперь половину покупок складываю в рюкзак, а оставшееся вешаю на руль в пакете — и не тяжело, и быстро. Естественно, меня знают соседи по району в лицо или по имени, и, разумеется, вожу самокат я аккуратно, чтобы не доставлять никому неудобств и самой не влипать — пару раз возрастные соседки грозили, что вызовут участкового, потому что я мешаю им жить, когда стою на самокате».

Два года назад в Петербурге вообще на какое-то время запретили кикшеринг после ряда инцидентов со сбитыми детьми, разбирательство которых инициировал лично Бастрыкин. Глобально Петербург правомерно самокаты не любит и ввел собственные правила — сейчас в городе скорость средств индивидуальной мобильности ограничена 20 км/ч, да еще и в некоторые районы въезд запретили.

Почему электросамокаты — не проблема, бороться с ними особо не надо, но нужно регулировать и планомерно развивать, несмотря на раздражение на улицах, рассказывает председатель Совета Северо-Западной ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали» Константин Мазеин: «Я занимаюсь темой мобильности последние лет восемь. Бум электросамокатов был предсказуем: есть тренд на микромобильность — в условиях большого города на электросамокате и велосипедах можно двигаться вне зависимости от дорожной ситуации — идет запрос людей на то, чтобы передвигаться свободно и не стоять в пробках, а индустрия позволила этот способ удовлетворять. Важно, что бизнес обратил на это внимание, зародив тренд на шеринг-экономику, которую зумеры хорошо поддерживают — им ценна личная свобода и не так важно иметь что-то в собственности, лучше не обременять себя владением чего-то. Я вижу, как вечером на конечных станциях метро прокатчики выставляют целые ряды самокатов, у людей есть выбор — либо идти на остановку и ждать автобуса в толпе, либо пойти пешком, либо взять в аренду самокат.

Конечно, вы правы, когда говорите, что электросамокат для многих — развлечение: за рулем оказываются дети, на одном самокате катаются парами. Наша ассоциация ведет диалог с Комитетом по транспорту и сервисами кикшерингов. Одна из идей — как раз привлечь ГИБДД и провести инспекцию, чтобы рассказать пользователям, а особенно нарушителям, о правилах езды и передать информацию о неадекватных в ГИБДД и шеринговые компании. В августе мы проведем пару инспекций и посмотрим, куда все можно развивать дальше».

При кажущейся безнаказанности электросамокатчиков за текущий сезон шеринговые компании оштрафовали уже 15 тыс. пользователей, а в марте этого года появилась новость, что в ГИБДД начнут тестировать нейросеть, когда нарушения самокатчиков будут фиксировать камеры.

Какие способы контроля ситуации есть у кикшеринга, продолжает объяснять Мазеин: «Есть много технических возможностей для расследования инцидентов: все самокаты записывают поездки (треки), по ним можно понять скорость, плюс-минус определить, где ехал водитель — по тротуару или по проезжей части. В целом есть техническая возможность рассчитывать вес тех, кто находится на самокате, и понять, едут вдвоем или нет. В прошлом году на конференции микромобильности в Москве представитель компании Whoosh рассказывал о разработке, благодаря которой самокаты могли определять езду вдвоем. В этом году я на конференции не был, но тема была уже сформулирована как “когда мы начнем штрафовать за езду вдвоем”. Технически исходя из динамики разгона и торможения даже без дополнительных датчиков есть возможность понять, какой вес находится на платформе самоката. Вопрос скорее в том, когда это начнут применять.

Наша организация входит в рабочую группу при Комитете по транспорту по вопросам электросамокатов уже третий год. Еще несколько лет назад мы предлагали создать горячую линию, чтобы любой прохожий мог пожаловаться на неадекватную езду и неправильную парковку — у всех же самокатов есть номер. В прошлом году такая горячая линия появилась, и еще бот в телеграме. Открытой статистики не ведется — мы как общественная организация не можем проконтролировать, как это работает.

Во многих цифровых сервисах: такси, каршеринге, досках объявлений — широко используется рейтинговая система — у каждого пассажира и таксиста есть рейтинг, в случае большого количества жалоб у сервиса есть основание для блокировки пользователя. В случае, когда два контрагента, это легко сделать. Но с электросамокатом, где некому оценить водителя, возникают сложности организационного плана. Можно отрабатывать плохие профили, смотреть, кто хуже всех ездит — например, по датчикам тряски, и вводить персональные санкции. У некоторых компаний есть разные режимы езды: быстрый, спокойный, экономичный — от этого зависит максимальная скорость, которую развивает самокат. Предлагаем, если человек часто нарушает, поменять ему профиль. Или не сразу допускать новичков к быстрым режимам — дать время на освоение техники. В ближайшем будущем ожидаю, что такие системы рейтинга будут появляться повсеместно».

Споры о том, где должны ездить электросамокатчики, длятся все пять лет. В прошлом году 59% в группе «Мосопроса» проголосовали за то, чтобы те оказались на дорогах. Казалось бы, электросамокатчика можно приравнять к велосипедисту, место которого либо в крайне правом ряду по ходу движения, либо на велополосе. Но с 1 марта исходя из изменений в ПДД место самокатчика строго определено — либо на тротуаре, либо на велополосе, двигаться предписано со скоростью до 25 км/ч. Почему электросамокатчики — не те же самые велосипедисты и оказались рядом с пешеходами, объясняет Константин Мазеин: «Первая причина — банально страх, что на проезжей части ситуация будет еще менее контролируемой. Пользователи электросамокатов ограничены в скорости до 25 км/ч, а в Петербурге введена дополнительная мера — 20 км. Рядом идет поток — напоминаю, что ограничение скорости в городе — 60 км/ч, но у нас есть еще и нештрафуемый порог в дополнительные 20 км, такого нет ни в одной стране мира. В итоге поток идет со скоростью 80 км/ч. Соседство с электросамокатом очень рискованно и может привести к жертвам. Поэтому электросамокаты оказались на пешеходной части. По той же причине велосипедистам в 2017 году разрешили ездить по тротуарам. Как можно улучшить ситуацию с точки зрения общей безопасности и комплексного подхода? Прежде всего стоит снизить общий скоростной режим на городских улицах до безопасных пределов, рекомендации ВОЗ говорят о 50 км/ч. И тогда будет безопасно всем: и пешеходам, и пользователям велосипедов, тогда и пользователей самокатов можно будет выпустить на проезжую часть. И снижение скорости автомобилей убережет самих пользователей автомобилей. Небезопасно в городе сейчас всем».

В Яндекс Go объясняют, как устройства работают, в том числе в соответствии с новыми поправками в ПДД: «Самокаты автоматически плавно снижают скорость в “медленных зонах”, где гуляет много людей. Такие зоны определены совместно с городами на основе технологий Яндекса, которые учитывают плотность и среднюю скорость пешеходного потока, близость школ, детских садов и площадок. В запрещенных зонах самокат автоматически плавно снизит скорость до нуля».

Кажется, благодаря спорным поправкам о месте электросамокатов на дороге сделан первый шаг для внедрения их в дорожный процесс. Возможно, через какое-то время электросамокаты перестанут быть помехой справа для одних и обузой слева для других. К тому же именно сейчас проблема нелюбви к этому виду микромобильности слишком раздута, резюмирует Константин Мазеин: «Внимание к электросамокатам в общественной дискуссии сильно преувеличено. Всего в России с января 2022 по сентябрь 2022 года с электросамокатами было зарегистрировано 838 ДТП, 19 погибших и 870 травмированных. То есть 19 человек погибли за девять месяцев. Но по автомобилям статистика — только за день около 30 погибших. Как все новое, электросамокаты вызывают опасение и привлекают к себе внимание — каждый инцидент с электросамокатами вызывает кучу споров и дискуссий. Но исходя из пятилетней статистики по количеству поездок и ДТП поездка на электросамокате год от года становится безопаснее».

А пока пешеходам, на долю которых выпало делить дорогу с электросамокатчиками, остается оглядываться на прогулке и ждать, когда водители совладают с прокатными средствами, а, может, пора просто смириться, что мир стал другим.

Подписаться: