Накануне 23 февраля и 8 марта интернет пестрит шутками на тему гендерных подарков. Вот женщина на картинке еле держит букет из 101 розы, который по высоте примерно с нее ростом. А вот мужчина с недоумением смотрит на подаренный ему галстук с нелепым рисунком. В совместном проекте с Системой быстрых платежей (СБП) мы решили разобраться, откуда в нашу жизнь пришли гендерные стереотипы и почему делать подарки с оглядкой на них в XXI веке уже не стоит.
Стереотип 1: девочкам — розовый, мальчикам — голубой
Вплоть до XX века гендерных различий в одежде для малышей не было. Напротив, и девочек, и мальчиков принято было одевать в белые хлопковые платья. Такую «моду» диктовала практичность. Такие наряды не линяли при стирке и их можно было кипятить. Более того, американская пресса в 1905 году советовала выбирать для мальчиков розовую одежду, а для девочек голубую.
1950-е принесли моду на розовой цвет. Его обожала жена американского президента Дуайта Эйзенхауэра Мэйми. А Мэрилин Монро в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок» пела о любви к бриллиантам в платье цвета фуксии. Но окончательно розовый для девочек, а голубой для мальчиков закрепила пренатальная диагностика, позволившая определять пол малыша. Маркетологи быстро поняли, на чем можно строить бизнес, и родители, узнав, кто у них будет, бежали в магазины за вещами «для мальчика» или «для девочки».
Стереотип 2: игрушки для мальчиков и игрушки для девочек
Многие с детства помнят, что есть игрушки для девочек: куклы, мишки, коляски, а есть для мальчиков — машинки, роботы, солдатики. И вот уже и во взрослом возрасте женщинам продолжают дарить «что-то красивое и милое», а мужчинам — «что-то мужское и полезное». Кстати, только подарками это не ограничивается. Достаточно присмотреться к полкам в супермаркете, где шампуни и гели для душа разделены на те, что для мужчин, и на те, что для женщин. И не только они.
Стереотип про «игрушки для мальчиков и игрушки для девочек» мешает не только при выборе подарков. Он способен влиять на выражение эмоций (помните фразу «мальчики не плачут») и на широкий диапазон навыков. Например, девочки, которые считают «Лего» игрушкой для мальчиков, хуже выполняют задания на конструирование.
Впереди сразу два праздника: 23 февраля и 8 Марта. И именно к ним приурочили совместную акцию Система быстрых платежей (СБП) и маркетплейс OZON, которая продлится с 12 февраля по 10 марта 2024 года. Ее суть проста — покупайте подарки с помощью СБП и получайте кешбэк 3%. Оплачивать покупки и получать кешбэк просто: достаточно в приложении OZON выбрать СБП в качестве способа оплаты, нажать на кнопку «Оплатить», перейти в свой мобильный банк и подтвердить операцию. Кешбэк вернется на счет в течение нескольких дней. Кроме того, совершать покупки через СБП можно также на сайте OZON. Для этого нужно в графе «Способ оплаты» выбрать СБП, нажать на кнопку «Оплатить», отсканировать QR-код с помощью приложения СБПэй или мобильного банка и подтвердить транзакцию. Для участия в акции необходимо зарегистрироваться в программе лояльности на сайте privetmir.ru или в мобильном приложении «Привет!)». Максимальная сумма кешбэка, которую может получить один участник за весь период акции, — 500 рублей. |
Стереотип 3: «папа — сильный, мама — красивая»
Этому стереотипу уже много лет. Он сложился тогда, когда женщина преимущественно занималась домом и детьми, а мужчина был кормильцем. Несколько десятков лет назад такая ситуация оправдывалась тем, что женщины были намного меньше вовлечены в бизнес, политику, науку. Но времена изменились. Так, в 2020 году Нобелевскую премию получили четыре женщины за достижения в области литературы и «неженских» физики и химии.
Сейчас женщины наравне с мужчинами работают, строят карьеру, претендуют на высокие посты и их занимают. А еще осваивают профессии, которые раньше считались исключительно мужскими. Так, с января 2021 года россиянки снова могут быть машинистами в метро. В 1980-х это запретили, посчитав такой труд слишком тяжелым. Но сейчас и поезда уже другие, и женщины сами выбирают эту профессию.
Стереотип 4: «украшение коллектива»
Каких только поздравлений вместе с букетиком тюльпанов не получают женщины накануне 8 марта и в сам праздник. Многие из звучащих слов мужчины использовали и десять, и двадцать, и пятьдесят лет назад. И, к сожалению, поздравления эти довольно стереотипные и устаревшие.
Наверняка многие слышали фразы вроде «оставайтесь такими же женственными», «радуйте нас своими улыбками», «будьте милыми и добрыми». И, конечно: «Милые дамы, вы — настоящее украшение коллектива». Подобные поздравления низводят женщину до объекта, который нужен в офисе, чтобы украшать его и радовать мужчин. А самой женщине в очередной раз напоминают, что ее основная задача — быть красивой.
Стереотип 5: дорогая покупка — прерогатива мужчины
Раньше считалось, что решения о дорогих покупках — мужская прерогатива, а женщины интересуются в основном товарами для красоты, детей и дома. Но многочисленные исследования показывают иную картину. Именно женщина — основной потребитель. Рекламное агентство из Калифорнии Girlpower Marketing провело исследование и выяснило, что 85% покупок в США совершают женщины, и в половине случаев они приобретают традиционно мужские товары.