, 4 мин. на чтение

Как искусственный интеллект помогает московским врачам лечить пациентов

Вечером вместо привычного просмотра сериала мама устроилась поудобнее на диван с телефоном в руках и что-то сосредоточенно там печатала. Спросила ее, с кем переписывается, ответила, что записывается к врачу.

«Так долго?» — удивилась я. Там только пару раз нажать пальцем в экран смартфона, и запись уже сформирована. Однако мама, которая иногда лучше меня разбирается в разных полезных функциях смартфона и в свое время показала, как удобно пользоваться специальным приложением про московский транспорт, сообщила, что теперь при записи к врачу есть одна полезная функция. Чат-бот.

Появилась недавно, но она уже вовсю ею пользуется, потому что это удобно и ей, и врачу, к которому она записывается на прием. Работает чат-бот следующим образом. По словам мамы, после того, как она через приложение мос.ру записывается к терапевту, ей приходит подтверждение о записи и предложение предварительно ответить на вопросы, чтобы врач был в курсе ее проблем. Сначала мама решила, что это может быть мошенничество. Какие только СМС не приходят иногда на телефон. Поэтому проверила информацию в интернете и узнала, что да, действительно, есть такой чат-бот. Он интегрирован с сервисами записи на прием. Основная его функция — дать врачу информацию о жалобах пациента заранее, что позволит сэкономить время доктора на приеме, более качественно провести осмотр и сделать назначение.

Время приема пациента у врача не безгранично. За определенное время врач должен открыть историю болезни и ознакомиться со статусом пациента, задать вопросы о его самочувствии и внести их в электронную медкарту, провести осмотр, сформировать необходимые направления, например на исследования или на консультацию к специалисту, сделать назначение или выписать рецепт. Поэтому каждая минута дорога, и предварительная осведомленность врача о жалобах пациента существенно экономит время на сбор этих данных, так как они уже внесены в протокол осмотра с помощью чат-бота.

По всем вводным чат-бот существенно экономит время. Врач к моменту появления пациента на пороге кабинета уже может ознакомиться, с какими жалобами он к нему пришел, и просто задать уточняющие вопросы.

Мама говорит, что ей тоже так удобнее. Отвечая на вопросы о своем здоровье накануне визита в поликлинику, она как будто сама лучше понимает, что происходит. Более детально вспоминает, например, в какое время дня ее настигает высокое давление. Оно у нее вечером выше, чем утром. А вот глаза, наоборот, почему-то с утра болят больше. Даже не болят, а как будто хуже видят, все размыто. Вот так методично отвечая на все вопросы, она заполняет форму ответов, отправляя каждый в чат-бот. Вопросы разные. Так как мама жалуется на головные боли, давление и глаза, то все они касались как раз этих моментов. Каждый новый вопрос уточняет предыдущий. К примеру, если с самого начала говоришь, что болит голова, дальше бот спрашивает, как часто, потом как сильно. Утром или вечером. Как давно это началось. И так далее. Вопросов много. Есть вопросы про возможную аллергию на лекарства, образ жизни, вредные привычки. Удобно, что почти не надо писать самой, а выбрать из предложенных вариантов ответов.

Как сообщают городские власти, «в основе чат-бота заложены обучаемые алгоритмы, основанные на данных обезличенных электронных медицинских карт пациентов, а также информации из общедоступных справочников и баз данных по медицине». Важно и, собственно, это понятно, что в разработке чат-бота принимали участие московские врачи. Они помогали формулировать уточняющие вопросы для самых популярных симптомов. Перед тем как чат-бот запустили в работу, он проходил обязательное тестирование. Тоже с участием врачей, которые потом давали обратную связь: оценивали, насколько эффективен чат-бот, уточняли, где надо «докрутить», чтобы сделать все еще лучше. С их помощью и подсказками технические специалисты постоянно совершенствовали алгоритмы искусственного интеллекта.

В итоге чат-бот запустили в феврале этого года. Тогда с его помощью можно было передать терапевту основные жалобы на самочувствие непосредственно перед приемом. Уже через несколько месяцев, в августе, появилась возможность с помощью чат-бота внести данные о личном анамнезе в свою электронную карту. Это делается после заполнения опроса по жалобам. Только если ранее эти данные не внес в медкарту врач или сам пациент. Потом информация всегда будет доступна обоим. Чат-бот не будет собирать анамнез повторно. Это очень удобно. Особенно если вспомнить, сколько раз приходится рассказывать историю болезни на каждом приеме, тратя на это драгоценное время.

Надо сказать, что здесь есть еще одна полезная функция — записи можно редактировать и даже вернуться потом к предыдущей версии. Она хранится в истории изменений.

И врачи, и технические специалисты продолжают работать над чат-ботом. Совсем недавно, в середине ноября, чат-бот стал доступен и для пациенток женских консультаций. Так же как и с приемом у терапевта, после того, как сформирована запись к гинекологу, приходит подтверждающее уведомление, а в нем предложение заранее отправить данные о самочувствии. Первым появляется список наиболее распространенных первичных жалоб женщин. Дальше опять каждый следующий вопрос уточняет предыдущий. Иногда надо выбрать из предложенных вариантов ответов. Иногда достаточно нажать «да», «нет» или «не знаю».

По словам заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой, принцип работы нового цифрового помощника для врачей-гинекологов тот же самый. Отличаются лишь вопросы. Здесь расширен перечень симптомов, с которыми пациентки обращаются к врачам женских консультаций. Она добавила также, что с февраля, когда чат-бот был запущен, им воспользовались более полумиллиона человек.

Созданный на основе искусственного интеллекта чат-бот действительно экономит время. Мама после приема у врача рассказала, как все прошло. Ей особенно нравится, что не надо по несколько раз рассказывать врачу одно и то же. Раньше это было постоянно. Ну и экономия времени, которое врач теперь больше тратит на осмотр, назначения лекарств и дополнительных исследований — самый большой плюс, конечно.

Фото: mos.ru