Как «Кулинарные лавки братьев Караваевых» уже 16 лет кормят москвичей
Сегодня в Москве можно найти любые форматы заведений: от пафосных ресторанов, секретных баров и хипстерских кофеен до лапшичных и пельменных. Но за домашней едой и душевной атмосферой москвичи уже не один год идут в «Кулинарные лавки братьев Караваевых». Первое кафе-кулинария бренда появилось в городе 16 лет назад, когда гастрономический бизнес в столице только начинал развиваться. Вместе с Москвой лавки прошли длинный путь. Рассказываем, как бренд сделал ставку на вкусную домашнюю еду и не прогадал и как сегодня разворачивается в сторону новых гастрономических трендов.
16 лет вместе с городом
Первая «Кулинарная лавка братьев Караваевых» открылась в Москве в 2007 году в Милютинском переулке. Идея была простой и понятной — предложить гостям ресторанную еду по доступной цене. И так, чтобы не приходилось ждать, пока официант примет заказ, а блюда приготовят и принесут. А формат лавок, что называется, был родом из детства. В СССР были популярны кулинарии. Самые известные работали при крупных московских ресторанах, например «Праге». Купить там одноименный торт на день рождения считалось престижным и делало праздник более торжественным. А в кулинарных отделах при магазинах можно было взять готовые курицу и мясо, котлеты и голубцы, вареную картошку и свеклу, из салатов — винегрет, а еще пирожки с разной начинкой, пирожные и булочки. Все это готовили в специальных цехах общественного питания и оттуда развозили по городу.
Но копировать ассортимент советской кулинарии, когда на дворе уже стояли нулевые, было глупо. Создателям лавок хотелось предложить горожанам вкусную домашнюю еду, а традиционный ассортимент разбавить популярными блюдами других кухонь. Так и произошло.
С самого первого дня в лавках москвичей кормили первым, вторым, третьим и не забывали про компот. На длинных прилавках под стеклом лежали салаты и гарниры, горячее и десерты. А ближе к кассе — выпечка. И до сих многие ходят к «братьям Караваевым» за их фирменными пирожками.
Ассортимент в лавках радовал глаз. Важно было дать гостям выбор, потому что никто не хочет каждый день есть одно и то же. А еще поварам и технологам нужно было составить меню так, чтобы блюда были свежими в течение всего дня и не теряли ни вкуса, ни вида.
Сегодня все блюда для 63 «Кулинарных лавок братьев Караваевых» (еще летом 2023 года их было 42) готовят на отдельной фабрике-кухне, площадь которой — 15 тысяч квадратных метров. Она во многом автоматизирована: сырники и пельмени, например, уже давно не лепят вручную. А вот те самые пирожки — лепят. Их делают из тонкого теста и большого количества начинки. Тесто замешивают на натуральном сливочном масле 82,5% и молоке 3,2%. А любимыми начинками москвичей стали яйцо и лук, капуста и мясо.
Продукцию каждое утро перед открытием развозят по лавкам, где блюда доготавливают.
В жизни как на Pinterest
Обзоры интерьеров ресторанов — отдельный жанр. А вот от кафе-кулинарии обычно не ждешь особых дизайнерских ходов. А зря. Про интерьеры «братьев Караваевых» пишут профильные издания, а на Pinterest есть подборка изображений из разных кафе Москвы.
Так, в 2022 году в Сокольниках открылась лавка, облик которой был вдохновлен работой дизайнеров Американской национальной выставки, которая прошла летом 1959 года в парке «Сокольники». Форма полки из полированной латуни в лавке навеяна конструкцией главного выставочного павильона, подвесы намекают на купол Бакминстера Фуллера, а панели из деревянных реек и профилированный лист в зоне кухни — отсылка к экспериментальной постройке четы Имз в Калифорнии.
А вот кафе на улице Кржижановского получилось ярким и неоновым. Подвесную полку над кухней обклеили хамелеон-пленкой, которая меняет цвет от желто-зеленого до сине-розового в зависимости от освещения и времени суток. Центральную стойку сделали из голландской плитки ручной работы. А облака над кофе-поинтом — из металлической сетки.
Есть в лавках и свои рекорды. Так, длина витрины с едой в кафе в «Аптекарском огороде» на проспекте Мира составляет 14 метров.
Иностранцы в лавке
Несмотря на исконно русское «лавка» в названии, кормит гостей «братьев Караваевых» иностранец — бренд-шеф с французскими корнями Мишель Эван. Он — из династии парижских кондитеров, а его родной брат — Жан-Поль Эван — входит в десятку лучших шоколатье мира.
Сам Мишель угощает москвичей рассыпчатыми круассанами, которые пекут каждое утро «как в Париже».
Но круассаны — далеко не единственное. Каждый находит в лавках свои блюда. Так, нередко иностранцы приходят в лавки попробовать русскую кухню — селедку под шубой и блины, мимозу и драники, домашние котлеты и пирожки. А занятые родители забегают вечером купить сытный ужин.
Питание здорового человека
В последние годы москвичи стали больше следить за тем, что едят. Тренд на ЗОЖ усилился, многие стали задумываться о том, как связаны иммунитет и питание. А еще считать калории и правильно сочетать белки, жиры и углеводы. Пришло осознание, что «здоровая тарелка» — это круто.
В «Кулинарных лавках братьев Караваевых» не стали игнорировать тренд и разработали полноценное ЗОЖ-меню. Оно уже появилось во всех кулинариях сети.
За разработку линейки правильного питания отвечал Мишель Эван. Отчасти он ориентировался на свой вкус. В меню появились лосось на пару и зеленый салат с булгуром, треска с томатным соусом и табуле, зеленый салат с рикоттой и куриная грудка су-вид. Кстати, про способы приготовления. Блюда из ЗОЖ-меню запекают, готовят на пару и даже используют су-вид — метод, при котором еда томится в вакууме при низких температурах. Бережные технологии позволяют максимально сохранить вкус и пользу продуктов.
Линейка блюд здорового питания будет представлена во всех 63 лавках. А еще она будет динамичной. В «братьях Караваевых» планируют следить за обратной связью от гостей и вносить в меню коррективы, если потребуется.
Перемены
В марте 2023 года «Кулинарные лавки братьев Караваевых» стали частью ТД «Нефтьмагистраль». Новые владельцы сразу заявили, что и дальше планируют развивать кулинарии, «потому что они востребованы и любимы жителями Москвы». А эксперты рынка подтвердили, что «Караваевы» действительно узнаваемый и сильный бренд.
«Нефтьмагистраль» уже давно хочет быть больше, чем просто АЗС, поэтому развивает не только топливный бизнес. Сначала торговый дом открыл сеть фастфудов «Магбургер», а позже появились кафе «Гурманика», которые превратилась в отдельный кулинарный бренд. «Мы считаем, что появление бренда “Братья Караваевы” в сети АЗС “Нефтьмагистраль” может стать еще одним преимуществом для клиентов и привлечет дополнительный трафик на наши АЗС», — рассказывали в компании.
Приятные акции для гостей в лавках были всегда. Так, после 19.00 всю еду можно купить со скидкой 20%. А в 2023 году впервые появилась программа лояльности. Теперь гости могут копить бонусы — до 10% от стоимости покупок, а после оплачивать ими до 30% стоимости блюд.
Ну и найти блюда «Братьев Караваевых» теперь можно не только в лавках, но и в доставке. Сделать заказ можно через мобильное приложение бренда или с помощью Яндекс Еды.
Фото: пресс-служба «Кулинарной лавки братьев Караваевых»