Москва накрывает меня в такси. Иногда и налаженным общественным транспортом, но в такси я мгновенно чувствую контраст между регионом и столицей.
В чем разница? Допустим, подъезжает такси к аэропорту Внуково. Незаметно, тихо, без лишних слов водитель быстро открывает багажник. Я сажусь в заранее охлажденную или согретую машину, в которой или очень тихо звучит музыка, или ее в принципе нет. Дальше мы, как правило, едем настолько комфортно, что я либо сплю, либо на дорогу не смотрю. Уровень безопасности по шкале от 1 до 5 находится где-то в районе 4. Я, как водитель, могу оценить — безопасное это вождение или агрессивное. В Москве оно безопасное.
Первое, что шокирует москвича, переехавшего на юг России — это цены на такси. Пять лет назад я умудрялась проехать на убере за 46 рублей путь, который на общественном транспорте занял бы минимум полчаса с двумя пересадками. Убер тогда, конечно, сильно баловал пассажиров. И елки на Новый год бесплатно доставляли, и поездки компенсировали при жалобах, и машины были хорошие. Это рай, думала я. Но очень быстро разобралась, что дешево в данном случае равносильно дну.
Как встречает тебя Краснодар? Например, местные таксисты в кепках и клетчатых рубашках (те, которые могут полдня сидеть на солнце в ожидании клиента и для которых это образ жизни, а не работа) громко зазывают: «Цены “Яндекса”!», «Яндекс-такси!» Такой разрыв шаблона, где ты вроде бы на рынке 1990-х, и при этом откуда-то нарисовался «Яндекс» будущего.
Но, поскольку местный общественный транспорт сильно недружелюбный, неторопливый, запущенный, без кондиционеров, с хамоватыми кондукторами и с небезопасным вождением (одним пальцем держу руль, другой рукой курю и в вотсапе еще успеваю ответить), такси все же выход.
Об особенностях краснодарских таксистов следует знать кое-что заранее:
— Никто не хочет давать сдачи. Через полгода разборок и непонимания (как это, нет сдачи?) я сдалась и держу мелочь под рукой. Безнал в принципе не любят и выговаривают. Есть мошенничество с незавершенными поездками, так что наличные безопаснее.
— Эконом-тариф сразу определяет вас в категорию нищеброда. Так к вам таксист и относится. А если вы еще сделаете замечание или что-то попросите, вам прямо укажут: не нравится, вызывай комфорт, а то разъездились тут за 100 рублей.
— Водитель везет вас не на такси. Он везет вас в своей машине, даже если она в аренде. Он тут главный и ведет себя соответствующе. И вы подстраиваетесь под его настроение и атмосферу поездки, а не он под вас.
— Никакого small talk. Вы заняли место в машине, едете на эконом-тарифе, ради вас он стоит в пробках, вы не клиент, вы недоразумение в лучшем случае. О чем с вами говорить. С другой стороны, это даже неплохо, никогда не знаешь, куда этот разговор заведет.
— Вы в его машине, поэтому слушаете ту музыку, которая ему нравится, и с той громкостью, которая ему комфортна. Можно сломать язык, прося каждого уменьшить громкость, но (см. выше) проще потерпеть, чем столкнуться с агрессией.
— Краснодар — регион, где четыре месяца бушует настоящее пекло. Обычно 35–40 градусов жары, с инфраструктурой, далеко не везде предполагающей кондиционеры. Ты садишься в такси и думаешь: ну вот сейчас кондиционер, спасение! Но нет. Краснодарские водители любят открытое окно, не тратить деньги на себя и людей, поэтому ездят без кондиционеров. Ты ему: уважаемый, а включите, пожалуйста, кондиционер? А он тебе: комфорт вызывай! Позже выяснилось, что в местных водительских чатах активно обсуждалась доплата за опцию «включить кондиционер»: или пусть терпят, или доплачивают 100–150 рублей, а мы привыкшие.
— Уровень агрессии очень высок. Если вы задели тему (или высказали неудовольствие), с которой водитель не согласен, то он может вас высадить, наорать и даже ударить. Однажды водитель выкинул мои деньги в лужу, так был зол — неудобно было подъезжать к точке назначения.
— Пассажиров с детьми не любят. Даже среднего возраста, когда кресло уже не нужно. Видят вас с детьми, могут развернуться и уехать. Служба поддержки не поможет.
— Дети вообще отдельная тема. Краснодар — город, где родители регулярно отправляют детей на такси (москвичу, крепко держащему ребенка до 10 лет за руку, это кажется дикостью), но тут такие порядки. Детей регулярно забирают у школьных остановок и переправляют между адресами. Водитель может ребенка высадить: машина сломалась, дальше не поеду. При этом он не позвонит родителям, не отвезет ребенка назад и не убедится, что ребенок понял, где находится, и сам родителям позвонил. Водитель просто развернется и уедет.
— Глубоко ненавидят своих работодателей. Я по наивности говорила, что работаю в «Яндекс.Такси», в надежде, что это их урезонит. Лучше б молчала. Все, что «Яндекс» не хотел о себе знать, теперь знала я, кто, где, кого имел и на чем вертел.
— Хотите записать видео с водителем? Чтобы подтвердить в случае разбора ситуации? Или воздержитесь, или сделайте это незаметно. Они этого не любят, могут и выкинуть.
— Сейчас уже реже курят (но в машине может стоять устойчивый запах табака), а вот вести машину пальцем и переписываться в телефоне — типичная и крайне небезопасная картина.
— Ремни безопасности — для слабаков. Любое движение в сторону ремня вызывает крайнее недоумение, пристегнуть детей сзади в половине случаев просто не представляется возможным.
— Любой накрапывающий дождь — и цены на такси взлетают в несколько раз. Этому есть объяснение: город мгновенно становится в пробки, метро нет, трамвайные линии может залить по колено, и тогда такси остается единственным транспортом города-миллионника.
— Вишенкой на торте, подъезжая, но все-таки еще в пути ставить опцию «Машина подана, три минуты пошли». Аргумент: ну я же почти доехал.
Моя подруга как-то в Петербурге ехала в такси (Питер зимой страшен — снежные заносы, тьма, адский холод, недружелюбное для жизни место). Таксист, обращаясь к ней: «И че? Я должен тебя прямо к дому вот через эти сугробы подвезти? Тут выходи». А она ему тихо: «А вы откуда?» — «Да из Краснодара, задолбался тут уже у вас. Домой поеду». — «И правильно», — пискнула моя подруга незаметно, от греха подальше, краснодарский опыт у нее за плечами уже был.
Буквально на днях в город зашел китайский агрегатор такси Didi (китайская компания Didi Chuxing, созданная Alibaba Group), который в рамках своей стратегии «скидок и субсидирования» дисконтировал рынок, залив деньгами и пассажиров, и водителей. «Яндекс» тут же отреагировал аналогичными мерами, но, как показал казанский опыт выхода Didi, продлится эта конкурентная борьба месяца два, после чего все опять выровняется. Люди останутся теми же, на тех же машинах, а мы с выученной беспомощностью готовимся к пеклу без кондиционеров при сорокоградусной жаре.
Что же делать со всем этим? Ехать тихо, довольствуясь за свои деньги малым (так спокойнее и безопаснее). А когда московское такси подъедет к аэропорту, можно будет расслабиться и вспомнить про цивилизованный рынок услуг. Где можно открыть окно, насладиться тишиной и прохладой, подвигать сиденья, всех пристегнуть и даже, возможно, покурить айкос в комфорте.