Самоизоляция изменила многие наши привычки. За этими переменами следят операторы, анализируя свои большие данные, поисковики, глядя на запросы, и социологи, изучая анкеты. Например, оказалось, что москвичи стали больше спать: в МТС посчитали, что в самоизоляции горожане в среднем засыпают не раньше часа ночи, а просыпаются в половине девятого утра, то есть по семь с половиной часов, а ведь еще в феврале получалось спать на час меньше. Чем же все занимаются, когда не спят?
Естественно, вырос интернет-трафик: за этот месяц он подскочил в среднем на 20%, как и количество телефонных разговоров. Операторы говорят, что прежде всего за счет видеочатов и мессенджеров: число постоянных пользователей сервиса Zoom выросло в 50 раз, объем видеотрафика через приложение WhatsApp возрос на 80%, Viber — на 89%, Facetime — на 94%, а Skype — и вовсе на 233%.
В поисковиках совсем исчезли запросы «как завязать галстук», «схема метро», «шапочка для бассейна» и «купить чемодан», зато всех стало интересовать «чем заняться». Удивительно, что некоторые прямо так и спрашивают, но большинство все-таки конкретизируют: так, интерес к виртуальному бару в апреле вырос сразу на 500%, но это объясняется тем, что раньше этого понятия просто не было. В полтора раза чаще стали искать «что почитать» и «оригами», в два раза — «как научиться жонглировать».
А интерес к доставке подскочил в три раза по сравнению с январем. Такая же статистика по запросу «онлайн-курсы».
Но это общие данные, а есть и разделение по возрастам. Поколение Z-москвичей (16–23 года) специально не следят за новостями, если верить опросу российского офиса французской рекламной Publicis Groupe и специализирующейся на интернет-исследованиях компании Online Market Intelligence (OMI). 9% из них начали пользоваться стриминговыми онлайн-сервисами, а 35% впервые начали использовать возможности онлайн-обучения.
Поколение Y (24–37 лет) больше всего страдает из-за информационного давления: они чаще теперь следят за происходящим через соцсети, 41,5% респондентов стали больше обращаться к интернет-СМИ.
60% опрошенных из поколения X (38‒56 лет) уверяют, что пользуются новостными медиа, соцсетями и видеосервисами как обычно. Как и Y, они больше всего сейчас переживают из-за невозможности путешествовать и строить долгосрочные планы.
И только бумеры (57–64 года) удовлетворены тем контентом, что есть на телевидении, правда, стали чаще смотреть новости, и, поскольку это все-таки московские бумеры, они пользуются интернетом: покупают чаще и дешевле онлайн, чем раньше.
Сфера, интерес к которой вырос наиболее заметно, — онлайн-образование. С одной стороны, за счет детей, которые перешли на домашнюю учебу, о чем свидетельствуют результаты опроса поколения Z, с другой — за счет взрослых, у которых появилось время. На платформе Smart University зафиксировали, что после введения режима самоизоляции стало на 70% больше новых пользователей, а 34% постоянных учеников стали заниматься чаще. Больше всего интересна их мотивация: почти половина респондентов собирается применить свои знания после снятия ограничений, но есть 20% оптимистов, которые верят, что теперь, когда настала всеобщая глобализация, международные компании начнут рекрутинг здесь, и они смогут построить зарубежную карьеру. 20% пессимистов учатся, потому что боятся потерять работу, если не будут развиваться.
Любопытно, что, несмотря на рост нагрузки на сеть в период самоизоляции, операторы, понимая крайнюю необходимость в интернет-услугах, предлагают их по очень выгодным ценам и специальным условиям. Например, можно бесплатно пользоваться пакетом услуг, если до 31 мая подключиться к любому из пакетов «Весь МТС». В него входят мобильная связь, цифровое и мобильное телевидение и домашний интернет на скорости до одного гигабита в секунду. Стоимость за все начинается от 690 рублей. Для сравнения: еще в январе мы считали, что сотовая связь за 1000 рублей — это очень приемлемо, при этом отдельно платили за свой домашний интернет со скоростью в 10 раз ниже по 500–600 рублей в месяц, телевидение тоже шло отдельной строкой.
Безусловно, мир меняется, но не факт, что к худшему: мы стали дольше спать, чаще мыть руки и больше дел решать онлайн, при этом платить за связь меньшие деньги.