Закрытие иностранных магазинов и запрет на ввоз в Россию ряда зарубежных товаров вызывает у многих людей большой интерес к теме отечественной промышленности. Работает ли она? Что мы производим? Хватит ли продукции на всех?
Для тех, кто озабочен темой импортозамещения, есть хорошие новости: в одной только Москве работает более 3000 промышленных предприятий, которые производят буквально все — от систем ПВО до гранолы и витамина D.
Существует множество способов узнать о работе промышленности столицы больше… Но один из лучших — увидеть все своими глазами. Можно живьем — экскурсии в рамках проекта «Открой#Моспром» регулярно проходят в очном формате. А можно и онлайн — без предварительной регистрации и в удобное время.
Пресс-служба департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы снимает и выкладывает на странице «Моспром» «ВКонтакте» виртуальные экскурсии. И надо сказать, что в ходе онлайн-визита можно увидеть то, что не покажут во время реального похода на производство. Наверное, поэтому аудитория проекта уже превысила 10 млн зрителей. Мы съездили со съемочной группой пресс-службы на завод «Нетканика», чтобы посмотреть, как снимают очередной выпуск для канала.
Завод находится в Новой Москве, почти в 70 км от центра. Поехали пораньше, чтобы успеть к началу съемок. К нашему приезду все уже было готово. Поэтому почти сразу, надев специальные одноразовые халаты, бахилы, шапочки, фотографы и операторы взяли свои камеры и пошли в цех. Пока они снимали процесс, нам тоже дали время ознакомиться с производством.
«Нетканика» специализируется на выпуске нетканых материалов. Как рассказали сотрудники, раньше здесь производили нетканое полотно преимущественно для гигиенических изделий: пеленки, памперсы, салфетки, прокладки. Когда началась эпидемия коронавируса, возросли потребности в материалах медицинского назначения — для масок, костюмов спецзащиты для медперсонала. Завод внес существенный вклад в победу над пандемией.
«Есть три вида нетканых материалов: спанбонд, спанмельт и мельтблаун. Мы производим все виды в разных конфигурациях — например, два и три слоя спанбонда или спанбонд-мельтблаун-спанбонд. Сейчас налаживаем выпуск чистого мельтблауна. Как раз поставили линию. Материала такого качества больше никто в России не делает. Он максимально фильтрующий, с 99-процентной защитой от вирусов и бактерий. Кроме того, он обладает электростатическим зарядом, отталкивающим вирусы», — рассказывает нам представитель пресс-службы завода.
Пока разбираемся в тонкостях нетканого полотна, начинаются съемки ведущей «Открой#Моспром» в кадре. Полина Павлова возглавляет пресс-службу департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы и вот уже три года ведет канал «Открой#Моспром» онлайн. Ведущая стоит перед камерой в медицинской маске и рассказывает, что сегодня ее зрители узнают, из чего и как делают полотно для таких же защитных средств.
С первых минут съемок понятно, что работать будет непросто. Производство не останавливается. Оборудование работает, шумит, перемещаться можно лишь соблюдая правила безопасности. Рядом активно курсируют погрузчики. Однако съемочная группа хорошо справляется, тщательно выверяя положение камеры и четко отмечая место, где должна стоять ведущая. Правда, стоять Полине всего ничего. Больше приходится ходить, подниматься по открытым железным лестницам на второй уровень, где можно рассмотреть все производственные процессы как на ладони.
При переходе из одного цеха в другой спрашиваю Полину Павлову, как родился этот проект.
«Начиналось все с того, что мы организовывали экскурсии “Открой Моспром” на заводы. Они пользовались бешеным успехом и у москвичей, и у гостей столицы. В приоритете, конечно, были различные кондитерские фабрики. Там участники экскурсий видели, как делают любимые сладости. К тому же там всегда была дегустация и с собой давали подарки. Потом мы расширились и освоили также и онлайн-формат, этому, конечно, поспособствовала и пандемия. По охватам и просмотрам стало понятно, что формат востребован. Люди смотрят наши выпуски», — рассказывает Полина Павлова. По ее словам, зрителю интересна промышленность, что и как в ней все устроено. Тем более что во время онлайн-экскурсий зрителям показывают много из того, что они не увидят во время обычного визита. Операторы съемочной группы проникают буквально во все закоулки производств, чтобы понятно и визуально красиво показать, как работает оборудование, как из сырья на входе получается конечный продукт на выходе.
Среди тех, кому интересны такие онлайн-экскурсии, много молодых людей: выпускников профильных вузов, студентов. Посмотрев выпуск про интересующее их предприятие, они получают представление, как там организовано производство, какие там условия труда и насколько интересно им конкретное направление. Бывает и так, что, посмотрев онлайн-экскурсию, люди начинают следить за возможностью записаться на живой формат посещения предприятия на сайте проекта «Открой#Моспром».
«Мы активно используем все современные возможности в съемках. Чтобы это не было унылым репортажем про передовиков производства в советском стиле. Наоборот, мы хотим, чтобы выпуск получился динамичным, интересным, захватывающим», — поясняет ведущая.
Это не значит, что онлайн-экскурсия выглядит как очень веселое видео с кучей спецэффектов. Напротив, производство показывают максимально досконально. Начиная с самого начала и заканчивая тем, как выглядит готовая продукция. В организации съемок серьезно помогают представители самих заводов. Часто руководители предприятий принимают участие в онлайн-экскурсиях.
Как раз на съемках завода «Нетканика» почти все время присутствует его директор Рифкат Галимзянов. В скромном человеке в спецовке не сразу угадываешь руководителя сложного производства. Однако видно, что он все держит под контролем. Напоминает участникам съемок про правила безопасности, следит за тем, как работает оборудование, дает указания работникам завода.
Пока операторы снимают работу оборудования, он охотно отвечает на наши вопросы. По его словам, такие онлайн-экскурсии важны и полезны.
«На примере нашего предприятия скажу. Во-первых, нам важно, чтобы про нас знали люди, живущие рядом. Так нам проще решать кадровые вопросы. Во-вторых, предприятие активно развивается. Есть куда расти, есть территория, на которой планируем ставить еще цеха, оборудование. Если нас хорошо знают, легче искать финансовую поддержку. В том же департаменте промышленности Москвы», — рассказывает Рифкат Галимзянов. Он также добавляет еще один, третий немаловажный момент: донести информацию о том, что «Нетканика» вносит вклад не только в экономику, но и бережно относится к экологическим вопросам. «Полотно, которое мы выпускаем, делается из особого вида полимера. Его в свою очередь производят из попутного несжигаемого нефтяного газа. Раньше это были отходы, загрязняющие окружающую среду. А теперь из него делают нужное нам сырье. Более того, из этого полотна создают изделия, которые потом можно переработать. Конкретно наша продукция после переработки используется для производства пленки для теплиц».
Разговор с директором прерывает руководитель съемочной группы и просит всех переместиться в другой цех. Там следующая локация. И самая интересная. Можно разглядеть, как полимерные гранулы под температурой и давлением превращаются в тончайшие белые нити и укладываются в полотно. Немного похоже на то, как делается сахарная вата. Операторы по-разному снимают процесс. Наверное, сложно сделать картинку с производства действительно яркой и интересной. Но у них получается. Более того, когда смотришь потом их съемку, она завораживает.
В работе время летит незаметно. Постоянно перемещаясь с одной локации на другую внутри завода со съемочной группой, вдруг понимаешь, что уже поздно и пора уезжать. Мы собираемся покинуть завод, а вот операторы останутся дольше для «подсъема», чтобы захватить важные и нужные производственные процессы и записать синхроны с представителями завода. В общем, все, что делает онлайн-экскурсию на производство даже интереснее, чем экскурсию в классическом понимании.
Фото: Дима Жаров