Все мои гости, кто приезжает в Москву впервые, удивляются красоте метро. Когда мы во время осмотра главных московских достопримечательностей спускаемся в подземку, поездка вдруг становится отдельным туристическим маршрутом. Мои спутники отделяются от потока пассажиров, чтобы все рассмотреть, а иногда и дотронуться руками до некоторых экспонатов.
Особенный восторг всегда вызывают фрески на станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Не меньшее восхищение от станции «Комсомольская» на Кольцевой, которая по сути роскошный образец сталинского ампира. Здесь туристы из регионов и иностранцы впечатляются размахом и монументальностью. Отдельная история с «Площадью Революции». Кто же не хочет поближе рассмотреть статуи внутри метро и погладить знаменитый собачий нос. Я, правда, прошу гостей его не трогать, обращая внимание, что нос у собаки от частых поглаживаний уже значительно истерся и выглядит неестественно узким и коротким.
Можно долго перечислять достопримечательности московского метро и рассказывать их истории. Но речь о другом. С недавнего времени замечаю, что гости стали впечатляться не только красотой, но и комфортом метро. В первую очередь комфортом поездов и новым дизайном.
Для москвичей ежедневный спуск под землю — рутина, а каждая поездка, пусть даже в самом, как мы знаем, красивом метро в мире — обычнейший способ добраться из дома на работу и с работы домой. В этой обыденности легко пропустить что-то новое, что появляется в последнее время в московском метро. Однако новые поезда не заметить сложно. Запуск в метро в 2017 году новых поездов со сквозным проходом между вагонами стал даже небольшой революцией для пассажиров подземки. Это был поезд из вагонов моделей 81-765/766/767 «Москва», который начал работу на Таганско-Краснопресненской ветке. У него были и другие отличия от прежних поездов, много нового в начинке и технических характеристиках, в том числе снижение уровня шума в вагоне, но запомнился именно сквозной проход, который остался во всех следующих сериях поездов для метро. Как раз тогда о том, что поездки в подземке стали гораздо комфортнее, заговорили все: и москвичи, и гости столицы.
В 2020 году на рельсы столичного метрополитена вышел новый поезд из вагонов моделей 81-775/776/777 — «Москва-2020». Его запустили на Кольцевой линии, а потом и на Калужско-Рижской. Именно он приводит в восторг гостей, туристов, приезжающих в столицу впервые или после большого перерыва. И не только гостей. Моя знакомая журналистка-москвичка, никуда не спешащая и всегда располагающая запасом времени, если уж спускается в метро, не садится в поезда старого образца. Ждет новый. По ее словам, у нее есть даже личная примета — если сразу пришел новый поезд, день сложится удачно. Не знаю, как насчет удачного дня, но как минимум она с комфортом доезжает до нужной станции. Новый поезд «Москва-2020» действительно гораздо удобнее предшественников по всем параметрам.
Про дизайн
— Мы не просто выслушиваем пожелания потребителя в сухом смысле, мы стараемся его понять, — рассказывает шеф-дизайнер АО «Трансмашхолдинг» Евгений Маслов. — Приведу пример. Пассажиров спрашивают: «Вам нужны большие окна или маленькие?» Пассажиры начнут думать и проголосуют, например, за большие просто потому, что им задали такой вопрос. С другой стороны, если дизайнеры нарисуют эскиз и скажут: «Вы хотели бы, чтобы вокруг вас было открытое пространство?», пассажиры скажут: «Конечно». Потом дизайнеры скажут: «А вы хотели бы видеть, когда выезжаете на улицу, небо?» Все опять согласятся. Или: «Вы хотели бы, чтобы, например, вокруг как будто нет стен, а вы как в мультфильме Миядзаки плывете по перрону?» Все скажут: «Конечно». Дизайнеры понимают эмоции и начинают рисовать не просто большие окна, а окна, которые заходят на крышу, или окна, которые показывают искусственный мир. Мы не спрашиваем пассажиров, что им надо, а через определенную методику понимаем их желания.
Это очень плотная и тонкая работа — взаимодействие с пассажирами, с людьми, которые управляют поездами, которые обслуживают поезда, которые обслуживают территории вокруг поездов. Нам нужно знать всех. Когда мы говорим о поездах, почему-то зацикливаемся на пассажирах. На самом деле, это целый мир — мир машинистов, мир людей, которые ремонтируют, обслуживают, проверяют.
Над поездом «Москва-2020» трудилось несколько команд, в том числе интернациональная. Принимали участие наши итальянские коллеги. По итогу могу сказать, что мне в нем нравится, и, несомненно, что мы собираемся продолжать в следующих поездах, — это воздушность состава. Вот этот эффект, что, когда ты заходишь внутрь вагона, возникает ощущение длинного театрального ряда. Ты видишь весь состав, видишь, как графика поручней не преграждает путь, не делит его на сегменты, а скорее помогает этому продолжению. Форма кресел так же построена интересно — она очень легкая. Часть, которая прилегает к стенке, и часть, которая нависает. Они специально разделены, чтобы возникло ощущение длинного-длинного пространства. Очень много света. Хотелось разрушить прежнее ощущение замкнутой коробочки состава, которое было еще более сильным на контрасте с вестибюлем московского метро — светлого, просторного, где много текстур разных материалов: фрески, панно, металл, мрамор. А в вагон зашел, там все такое маленькое: тесный коридорчик, все впритык.
Мы хотели разрушить образ, что поезд — это коробочка, которая едет. Сделать поезд изнутри таким же светлым, насыщенным текстурами, деталями и красивыми цветами пространством. Думаю, у нас получилось.
Что изменили
Начнем со входа в вагон, с проема дверей. Он стал шире. В новом поезде, который стал курсировать в подземке с октября 2020 года, по сравнению с «Москвой» на 15% расширены дверные проемы — 160 сантиметров. Теперь, даже если у дверей вагона перед прибытием на станцию толпится много людей, в этот широкий проем они выйдут свободнее и быстрее. Точно так же пассажиры, ожидающие поезд на платформе, смогут без проблем зайти в него. И потом свободнее пройти дальше, межвагонные переходы такие же по ширине, как и двери. Если, конечно, это не самые часы пик, когда пассажиров так много, что свободное передвижение в любом поезде будет затруднительным.
В «Москве» в самом узком месте ширина едва превышала один метр. В новом поезде — 1,6 метра по всей высоте, то есть на 57% больше. За пределами часов пик этого достаточно, чтобы свободно разошлись два пассажира, идущие навстречу друг другу, а весь состав от первого до последнего вагона воспринимался как единое пространство без узких мест.
— Поезд метро — это очень сложное техническое устройство, в котором надо совместить трудносовместимые вещи. Например, нам необходимо сделать двери шире и изготовить их из стекла, что увеличивает вес. Одновременно с этим надо увеличить скорость открытия дверей, сохранить прочность кузова. А значит, нужно сделать двери, наоборот, более узкими и легкими, то есть убрать стекло, — говорит заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг» по развитию пассажирского транспорта, гендиректор АО «Метровагонмаш» Андрей Васильев. — Как найти компромисс? Или другой пример: подвеска должна быть достаточно мягкой, чтобы ехать комфортно, но достаточно жесткой, чтобы сохранить устойчивость.
Поезд «Москва-2020», как вы знаете, представляет единое пассажирское пространство. Он достаточно быстро движется в узком тоннеле. Расстояние между вагоном и тоннелем довольно широкое, но при движении поезда, который в тоннеле становится как поршень, этого расстояния недостаточно для свободного перемещения воздуха. Когда вы стоите на платформе, то заранее чувствуете приближение поезда по ветерку из тоннеля. Это состав гонит воздух перед собой. Поэтому впереди поезда давление выше, а сзади — ниже. При этом внутри поезда при разгоне воздух начинает стремиться от головного вагона к хвостовому. Если ничего не сделать, то в вагонах будет очень неприятный ветер. Учитывая, что поезд защищен от шума, двери плотно закрыты, в задних вагонах начинает копиться избыточное давление, что накладывается на эффект разряженной среды снаружи, и воздух находит себе любые пути наружу. Начинает продувать с неприятным звуком обратно в кондиционер, отжимать задние двери, с какой бы силой вы их ни прижимали. Мы экспериментировали: пробовали делать в хвостовом вагоне усиленные кондиционеры, чтобы продуть это давление, пытались усиливать двери. В результате нашли техническое решение. По всему поезду, в каждом вагоне установили специальную систему сброса избыточного давления воздуха, интенсивность работы которой зависит от ускорения и количества пассажиров в поезде. Это позволило незаметно для пассажиров выровнять давление и автоматически регулировать его во всем составе. Как можете убедиться, прокатившись на нашем поезде, все решено достаточно успешно, никакого ветра внутри поезда нет.
Еще недавно надо было просить рядом стоящих пассажиров подвинуться или поменяться местами, чтобы проложить себе путь к дверям. Причем приходилось сильно напрячь голосовые связки и перекричать шум движущегося состава. В «Москве-2020» не надо просить — места больше, и не надо кричать — шума меньше. Этот поезд тише своих предшественников. Внутри вагона теперь можно разговаривать со спутником не только на остановках, но и во время движения поезда.
Что внутри
Из того, что делает поездку в метро удобнее и комфортнее физически, стоит упомянуть новую систему обеззараживания воздуха и контроль температуры. Воздух в салон поступает уже очищенным. В каждом вагоне две установки обеззараживания воздуха, то есть в каждом кондиционере. Одна такая установка может обеззараживать до 3300 м3/ч. Это чувствуется не так явно и сразу, как более широкие проемы и сниженный уровень шума, но имеет огромное значение для пассажиров метро.
Отдельный разговор о том, что делает поездку в метро не просто перемещением от одной станции до другой, но возможностью успеть сделать какие-то дела: зарядить телефон, ответить на срочный мейл, сделать важный звонок и, конечно, почитать. Ведь в среднем большинство москвичей проводят в общественном транспорте от получаса и больше, добираясь на работу и возвращаясь с нее домой. Хочется проводить это время не только с комфортом, но и с пользой. Поэтому в новых поездах «Москва-2020» в пять раз больше USB-зарядок. Если вам далеко ехать, телефон или планшет можно зарядить прямо между сиденьями, зарядки размещены блоками по два порта. В восьмивагонном составе доступно 368 разъемов. Даже при максимальной загрузке состава воспользоваться зарядкой сможет каждый четвертый пассажир, а в более свободное время зарядок хватит на всех. Можно спокойно читать с телефона, смотреть видео, переписываться, говорить по нему и не переживать, что аккумулятор разрядится.
Не пропустить нужную станцию, если вдруг увлеклись происходящим в телефоне, помогут наддверные табло. Их диагональ больше по сравнению с поездом предыдущей модификации. Консольные мониторы под потолком также дублируют маршрут поезда.
Навигация
Понятно, что москвичи в большинстве своем ездят по одним и тем же давно выученным маршрутам. Вплоть до того, из какой двери какого вагона лучше выходить, чтобы не тратить время на дорогу до эскалатора на выход в город или до лестницы перехода на другую ветку метро. Они как раз отмечают выросший уровень комфорта поездок в метро.
Приезжим, которые прибывают в столицу ежедневно по делам, отдохнуть или просто проездом, разобраться с маршрутами сложнее. Им в первую очередь важнее удобство навигации. В салоне установлены интерактивные карты для построения маршрута. Сенсорные экраны увеличены почти в полтора раза. Диагональ выросла с 19 до 27 дюймов, а сенсор стал отзывчивее. Не надо много раз нажимать на нужные точки маршрута. Для иностранных граждан отдельная опция — интерактивная карта поддерживает еще восемь языков кроме русского: английский, немецкий, французский, испанский, китайский, таджикский, казахский и узбекский. Возле каждой интерактивной карты по четыре USB-порта для зарядки гаджетов.
Еще одно новое решение для дополнительного удобства в навигации — светодиодная подсветка под сиденьями и над окнами. Ее цвет зависит от цвета линии, по которой следует поезд. Наверно, каждый попадал в ситуацию, когда времени в обрез, у тебя маршрут с пересадками, бежишь по переходам, эскалаторам, заскакиваешь в уходящий поезд и, уже проехав станцию, понимаешь, что перешел не на ту ветку. Теперь перед тем, как заскочить в вагон, можно по подсветке понять, на какой ты линии, и не совершить ошибку, уехав не в ту сторону.
Что снаружи
По мнению шеф-дизайнера АО «Трансмашхолдинг» Евгения Маслова то, как выглядят современные поезда снаружи, тоже очень важно:
— Это экстерьер, зона входа. Людям не важны цифры. Им не важно, так ли светит фара, сколько сантиметров от одного края двери до другого. Им важны ощущения. Если они, заходя в метро, понимают, что не помнят, как они зашли и сели, при этом все удобно и комфортно — все, сбылась мечта дизайнера. Или, когда поезд подходит к платформе, люди вдруг понимают, что это действительно будущее пришло к ним. Им не важен стиль. Они видят что-то очень необычное, современное, может, даже футуристичное.
Пассажиры московского метро сами выбирали экстерьер поезда «Москва-2020». В ходе голосования, состоявшегося в 2019 году, им предложили на выбор несколько вариантов дизайна маски нового состава. В итоге они предпочли дизайн округлой формы с удлиненными вертикальными фарами. Этот вариант был разработан совместно с одним из лидеров промышленного дизайна — компанией ItalDesign, которая в том числе разрабатывает дизайн для таких гигантов, как Audi, Airbus, Nissan, Maclaren, Lamborghini.
Фото: АО «Трансмашхолдинг»