, 8 мин. на чтение

Как в реальности устроена работа онлайн-магазина 

Поселок Мосрентген когда-то был построен для рабочих и служащих одноименного завода, где в советские времена производили медтехнику и рентгеновские аппараты. В 1990-е годы завод сильно сократил производство, а освободившиеся площади сдал в аренду.

Сегодня часть территории занимает современный технопарк. Все теперь оформлено в актуальном промышленном стиле, на центральном входе — уютная кофейня с аккуратным бариста, а чуть дальше — проходная. Суровый охранник проверяет документы, выдает электронные карточки-пропуска, и мы направляемся к складу, где нас уже ждет его директор Елена Шальнова.

Молодая, улыбчивая и знающая ответы на все наши вопросы Елена с нескрываемым энтузиазмом начинает рассказывать про склад. Его открыли неполных два года назад, когда во время первой волны пандемии стало ясно, что прежние возможности «Утконоса Онлайн» не могут удовлетворить спрос на доставку, который вырос тогда в 3–4 раза. В марте 2020 года в компании приняли решение об открытии нового склада даркстор-формата в непосредственной близости от Москвы. А уже в начале мая с нового склада начались первые отгрузки.

— Самый большой склад «Утконоса» — «Север» находится в Солнечногорском районе. По сравнению с ним наш гораздо меньше. Если у «Севера» площадь 65 тыс. кв. метров, то у нас — 14 855 кв. метров, — рассказывает Елена.

Пространство устроено так, что сам двухуровневый склад (второй уровень — так называемый мезонин) как бы внизу, а чуть выше — административный отдел, где за стеклянными перегородками расположились директор, логисты и сотрудники отдела качества. Отсюда вся территория склада как на ладони. Смотришь и с трудом представляешь, как они здесь управляются: даже с высоты не видно, где заканчиваются ровные ряды стеллажей и холодильников. Директор  предлагает спуститься и посмотреть, как собираются заказы: пройти весь цикл, от приемки товаров до его финальной части — отгрузки.

Спускаемся по лестнице, Елена рассказывает, что их небольшой склад отличается от других технологией сборки и временными интервалами. Доставка с больших складов возможна только через 6–8 часов или на следующий день. Поэтому там «большое плечо комплектации заказа» и жизнь спокойнее. На этом мини-складе доставка каждые два часа, поэтому все происходит очень быстро. Приняли товар, разместили на полках, собрали заказ, погрузили в машины, уехали. Медлить нельзя.

В подтверждение ее слов мимо нас пробегает человек с роллом, по обе стороны увешанным ярко-желтыми ящиками. Он легко вбегает на пандус, который ведет на второй уровень склада, и бежит дальше между рядами с полками.

— Мало времени до отгрузки, поэтому так бежит? — спрашиваю.

— Времени до отгрузки всегда мало. Поэтому бегают все и всегда. По-другому не получится. И мы с вами тоже побегаем, когда будем наблюдать за сбором заказа. Нас ждать никто не будет. Но сначала посмотрим зону приемки, покажем, как принимаем товар, — объясняет Елена.

В зоне приемки чисто и свежо. Машин пока нет, зато у сотрудников есть время рассказать, как принимают товар. Показывают на аппетитные фото фруктов и овощей над рабочим столом приемщика. На них ориентируются, когда определяют качество привезенных продуктов.

— Проверяем точечно по стандартам нашей компании. Если возникают спорные моменты, возвращаем поставщику. Такое редко, но случается. Так как у нас несколько поставщиков одного товара, мы никогда не останемся без продукции, если какую-то партию пришлось вернуть.

К разговору подключается директор склада и добавляет, что на этапе приема товаров с машин проверка качества не заканчивается:

— Второй этап контроля — фасовка. Каждая помидорка и луковица и все остальное, что идет на развес, осматривается со всех сторон. Испорченный продукт не попадет в пакет. Но если вдруг по какому-то странному недоразумению это все же случилось, клиент пишет сообщение: вот, получил от вас помятый кабачок или яблоко с бочком. Сразу отдел качества идет проверяет все на полках. Если находят что-то испорченное, убирают, оформляют возврат поставщику либо списывают. Кроме того, мы всегда в течение дня проверяем холодильники, чтобы охлажденка была свежая, не испорченная, — объясняет Елена и ведет нас дальше, на сам склад. Пока мы ждем комплектовщика с роллом, есть еще немного времени расспросить директора про спорные моменты. Например, случается такое: сидишь делаешь заказ в онлайн-магазине, собираешь в корзину нужные продукты, а начинаешь оформлять доставку — выбранных товаров уже нет.

По словам директора Елены Шальновой, в «Утконосе» система устроена таким образом, что карточка товара не появится на сайте, если его нет в наличии. Правда, иногда, хоть и редко бывает такое, что продукт есть на полке, но комплектовщик берет его и видит, что тот не соответствует стандарту качества.

— Мы не будем класть в заказ альтернативный товар, а напишем клиенту, что выбранный товар не будет доставлен по причине его отсутствия. Наши маркетологи мониторили соцсети. Увидели, что люди больше ругаются и пишут негативные отзывы, получив не тот товар, чем когда их честно предупредили, что определенный товар не будет доставлен, — говорит Елена.

На этом моменте к нам подходит комплектовщик. У него с собой ролл с ящиками, в которые сейчас будет собираться заказ. Елена поясняет, что на складе три дорожки комплектации. Одна идет по мезонину, где хранится все сухое, не требующее особого температурного режима. Вторая уже внизу — это охлажденные продукты в холодильниках. И третья — заморозка.

— Все эти три цепочки, они разные и запускаются за разное время до отправки покупателю. «Сухарь» можно хоть за сутки собрать, он не испортится. Охлажденку собирают меньше чем за два часа. А «мороз» — он вообще собирается последним в ящики с термовкладками, и туда еще докладывают лед. Если ночью пришел заказ, мы заранее собираем сухую часть, чтобы утром не носиться. На один заказ могут быть три ящика, которые собирают три разных комплектовщика, — продолжает рассказывать директор склада.

— Зачем такие сложности?

— Это не сложно. Это, наоборот, удобно и экономит время, — быстро отвечает Елена.

Тем временем пришли заказы, комплектовщик специальным терминалом сбора данных (ТСД), похожим на большой смартфон, сканирует штрихкоды на ящиках. По его словам, так он получает задачу: куда идти и что класть в каждый ящик.

— Идем за товаром? — спрашиваю его.

— Бежим, — отвечает.

И правда, побежал на пандус, что ведет на второй уровень. А за ним — директор Елена. А за ними — мы с фотографом. Молодой человек бежит быстро, мы отстаем. Догоняем, когда он уже у полок с кормом для животных. Пока он достает коробки корма, пытаюсь отдышаться и задать вопросы, спросить имя, откуда родом.

Зовут Александр, 28 лет. Родом из Чебоксар. Высшее инженерное образование, специальность — технолог машиностроения. После окончания института работал на Чебоксарском транспортном заводе начальником одного из отделов. Но зарплата — 17–20 тысяч. Рискнул, взял кредит и открыл свой небольшой бизнес — салон красоты. Как раз перед пандемией. Естественно, в карантин клиентов не было, пришлось салон закрыть. Прогорел по всем фронтам. С зарплаты кредит не выплатить. А еще мама-пенсионерка, которой надо помогать. Поэтому приехал в Москву, уже второй год работает здесь.

— Здесь удобно. Работа вахтами. Пятнадцать дней работаешь, пятнадцать — отдыхаешь. Зарплата — от 60 тысяч. Общежитие недалеко от места работы предоставляют, питание частично компенсируют. Ребята хорошие работают, отношения в коллективе ровные. Меня все устраивает.

— А то, что надо все время бегать? Еще и с роллом, еще и 11 часов за смену? — интересуюсь.

— Я все детство спортом занимался. Мне легко. Плюс за время работы здесь килограммов десять-двенадцать скинул — тоже хорошо. Я здесь на ЗОЖе — все время в движении, — отвечает Александр со скромной улыбкой. И, загрузив последний товар, опять побежал. А мы опять за ним. Опять отстаем, но теперь уже директор бежит рядом с нами.

На бегу рассказывает, что местные к ним работать не идут. Им неудобно работать вот так — вахтами, еще и 12-часовыми сменами. Кроме того, на складе работают до 250 человек, столько среди местных точно не набрать. Поэтому почти все рабочие склада — приезжие. Отовсюду. Есть из Курска, Марий Эл, Астрахани, Пятигорска.

 

— Не жалуются, что работа тяжелая?

— Жалоб, что именно тяжелая и трудно бегать, нет. У нас даже девочки комплектовщиками работают. Одна из них то ли вторая, то ли третья по производительности. Все стремятся собирать как можно больше заказов, от этого зависит их зарплата. Есть такие комплектовщики, которые бегают до 20 километров за смену и собирают больше 250 вложений в час, — поясняет директор.

Прикидываю в уме, как сделать 250 вложений в час. Если в часе 60 минут, то это 4–5 вложений в минуту. Потому что еще надо успевать перемещаться по складу. Кажется, это невозможная задача.

Но вот Александр поворачивает на один из рядов. Останавливается у полок, достает свой ТСД, сканирует штрихкод на полке. Снимает сверху пачку крупы, я даже не успеваю рассмотреть, что это. Он ловко сканирует товар, кладет его в отдельный пакет — так положено по правилам. Теперь он сканирует ящик, чтобы не ошибиться и положить крупу в нужный заказ. Дальше бежит к рядам холодильников. Берет там сезонные овощи. На следующем ряду набирает молочку. Не забывает сканировать. Терминал не забывает пикать.

Все его движение по рядам — без возвратов назад. Умная система просчитала маршрут, чтобы комплектовщик все время двигался в направлении зоны отгрузки, собирая товары по пути, а не делая круги по складу. Одновременно и почти параллельно с ним, но по другим рядам точно так же в направлении выхода перемещают свои роллы другие комплектовщики. Ну как перемещают — бегут, ненадолго останавливаясь у полок, чтобы взять товар. Наверное, если смотреть на это сверху, из того административного помещения за стеклянной перегородкой, будет очень похоже на компьютерную игру. Ощущение игры усиливается, когда понимаешь, что маршрут движущихся людей по дорожкам действительно просчитал компьютер.

Но вот наш марафон заканчивается. Александр собрал заказы по сухим и охлажденным продуктам и привез ролл в зону отгрузки. Теперь и он немного запыхался. Однако методично еще раз проверяет сканером правильность выполнения задания. Снимает ящики с ролла и ставит их на те места в зоне отгрузки, которые тоже назначил компьютер. Программа собирает заказы так, чтобы они находились примерно в одном районе и машина могла максимально быстро объехать все адреса доставки. Более того, если по прогнозу могут быть пробки, программа увеличит число машин и уменьшит число заказов, загруженных в каждую. Опять же, чтобы машины уложились в нужный интервал времени.

В полдень, когда мы доходим вместе с Александром до отгрузки, солнце уже вовсю заливает теплым светом все пространство. Солнечные лучи подсвечивают ярко-желтые ящики, которые очень быстро заполняют зону отгрузки ровными рядами. Между ними суетятся другие комплектовщики, раскладывая ящики и сверяясь каждый раз со своим терминалом.

К открытым воротам подъезжают фирменные яркие машины доставки «Утконоса». Очень быстро они загружаются скомпонованными заказами и вот уже готовы поехать по адресам. Как объясняет директор, в сутки со склада уходит восемь волн доставки. С двухчасовым циклом. Ночью доставки нет. По системе видно, сколько машин будет в каждой волне. На каждый заказ есть время, за которое он должен быть доставлен. В зависимости от числа заказов, от трафика на дорогах, от числа машин в волне программа показывает, сколько заказов можно принять. И если вдруг случаются какие-то накладки (заболело полсмены, не приехали какие-то машины), все оперативно пересчитывается и на сайте будет принято не двадцать заказов на ближайшие два часа доставки, а десять. Делается это, чтобы не вводить покупателя в заблуждение, чтобы все было честно.

Тем временем машины одна за одной отправляются в путь. Есть совсем немного времени перевести дух. Кстати, для этого на складе оборудована отдельная комната. Она просторная, с классными пуфами, на которых даже можно полежать. Стоит теннисный стол. По словам директора, скоро по настоятельной просьбе ребят установят еще и турник. Пока они отдыхают, программа формирует им задания. Уже скоро придут новые заказы, по складу начнут бегать комплектовщики с роллами и пикающими терминалами, собирая товары для покупателей.

Фото: Владимир Зуев, архив компании «Утконос»