На Химкинском водохранилище открылся аттракцион невиданной щедрости — всего за 42 рубля теплоход перевезет вас с одного берега на другой. Но разобраться в том, как он работает, не так уж и просто.
Речной транспорт — самый неуловимый и малопредсказуемый вид транспорта в России. Автору этих строк никогда не забыть, как он, не разобравшись в расписании, чуть не остался ночевать в деревне Пустошь в дельте Северной Двины. Речные линии редки — в окрестностях Москвы из регулярных муниципальных рейсов я могу припомнить только три: из Серпухова в Сады, из Коломны в Притыку и из Лыткарино на молоковский берег Москвы-реки. Ближайшая более или менее приличная система речного транспорта находится в Ярославле, а вот в Твери она давно развалилась (как и здание речного вокзала).
Зато в Москве Северный речной вокзал в наилучшей форме, да и регулярные перевозки хотят развивать. Вот сегодня объявили, что между вокзалом и тушинским берегом пойдут. Стоило дептрансу заявить о новинке, я тут же отправился на пристань «Захарково». Добраться до нее не так просто: она расположена на задворках парка «Северное Тушино» минутах в пятнадцати от метро «Сходненская».
Немного поплутав по парку, находим с товарищем тот самый причал. Некоторое время стоим в недоумении — никаких признаков расписания на пристани не находим. Залезаем в «Яндекс.Карты» и обнаруживаем маршрут, соединяющий Химки с Москвой через нашу пристань, впрочем, как он работает, мы так и не разобрались.
На пристани не одни мы: услышавшие о запуске парома москвичи тоже собрались обкатать новинку. Они осведомляются, скоро ли подойдет корабль. Мы не знаем, а один из отправляющихся, общительный старичок, вкратце рассказывает всем желающим о типах кораблей, что стоят на противоположном берегу, у вокзала.
Подходит теплоход — выясняется, что не наш. Это круизный. На нем тоже можно переехать на другой берег, но за туристическую, а не муниципальную цену. Ждем еще с десяток минут, и приплывает красавец-корабль «Москва-1», построенный в 1969 году по проекту Р-51Э. Из расписания показалось, что он повезет нас в Химки (проведя полчаса в ожидании, мы готовы ехать куда угодно), но он направляется к Северному речному вокзалу.
На немолодом судне похрипывает из динамиков 13-летней давности хит Леди Гаги «Bad Romance», видимо, оставшийся в наследство от прогулочного прошлого. Честно говоря, я бы такой саундтрек и оставил. Такое сопровождение куда приятнее так называемых интересных фактов, которыми пытается развлечь пассажиров экран метрополитена.
Обходительный экипаж принимает оплату: платить можно «Тройкой», наличными или банковской картой. Работают и льготы — благодаря подмосковной социалке я плыл бесплатно. Выставив деревянный трап, члены судовой команды помогают занести коляски, зайти и выйти детям.
Внутри трамвай состоит из двух салонов — верхнего и нижнего. В нижнем душновато и поет Гага. Кто любит свежий воздух и не любит американскую попсу, могут подняться на открытую палубу сверху — там тоже есть места, а еще ящик с аккумулятором и угрожающей надписью «Опасность взрыва».
Про десять минут в пути транспортники в утреннем анонсе немного приврали — ехать на пять минут больше, но оно, честно говоря, к лучшему. Ведь, несмотря на все язвы речного транспорта, несмотря на отсутствие известного расписания, несмотря, в конце концов, на то, что пристани расположены неизвестно где, поездка на речном трамвае — чистое удовольствие. Сделав крюк по акватории, мы развернулись и вскоре пришвартовались к девятому причалу. Вокруг виднелись красоты массивных тушинских многоэтажек и домов-коробок у «Водного стадиона» — за последними промелькнула Останкинская башня. Каюсь, дописывая по пути новостную заметку, я не в полной мере насладился городским пейзажем.
И конечная станция нашего пути, девятый причал, расположена не очень близко к метро — мы почли за лучшее, пройдя через парк, доехать на бывшем троллейбусе до «Водного стадиона». Сойдя на берег, решаю все-таки выяснить у мореходов о загадочном маршруте до Химок, который украшает «Яндекс.Карты». Они о таком слыхом не слыхивали и предполагают, что маршрут этот к «Мосгортрансу» не относится. Что же касается расписания — оно очень простое: в ноль минут каждого часа паром отходит от СРВ, а в 30 минут каждого часа — от тушинской пристани «Захарково».
Краткое резюме: ездить паромом непросто, но оно того стоит — очень эффектно.
Резюме подлиннее: для фланеров новый паром в самый раз, а что касается практического использования — можно не попасть в расписание и тогда вместе с ожиданием речтранспорта получается примерно столько же по времени, сколько на автобусе.
Фото: Вадим Данилов