, 3 мин. на чтение

Как за 90 лет дорожало метро

Не успели мы вчера, размышляя про дорожающий кофеек, вспомнить про индекс проездного, как нам сразу же сообщили именно о нем. Едва сойдет с глаз пелена новогоднего застолья, как проезд в Москве снова подорожает — на 15% с 2 января 2026 года. Проезд по «Тройке» вырастет с 67 до 75 рублей, «Единый» — с 80 до 90 рублей, по биометрии будет стоить 71 рубль, а «Тройка» + МЦД — 102 рубля. Забавно, но сутки безлимита по «Тройке» будут стоить 415 рублей — примерно как стакан кофе, который мы вчера виртуально выпивали с вами.

Однако раз уж мы про индексы заговорили, давайте напряжем историческую память и вспомним: сколько вообще стоила плата за проезд в метрополитене, который именно в этом году 15 мая отпраздновал 90-летие? По архивным данным, за все это время москвичам лишь два раза не нужно было платить за проезд. 31 июля 1991 года день бесплатного проезда устроила пресловутая «МММ». А 16 октября 1941 года было единственным днем в истории метро, когда оно вообще не открылось. Этот день был пиком «московской паники», когда фашисты угрожающе приблизились к городу, а метрополитен начали готовить к подрыву. Но больше таких экстремальных событий не случалось, и метро работало каждый день. И каждый день люди платили за проезд.

В те древние годы поездка стоила 50 копеек. А с августа 1935 года появились первые абонементы — предки нашей «Тройки». Проезд по абонементу стоил 35 копеек. Чтобы проехать в метро, необходимо было приобрести бумажный билетик, который компостировали на входе контролеры. В 1950-е годы отдельные билеты требовались и для провоза багажа. Но в первый же год существования подземки начались эксперименты с турникетами. А в массовом порядке их начали устанавливать на станциях уже в конце 1950-х. Тогда же вместо бумажных билетов появились металлические жетоны. А с 1 января 1961 года в дело пошел он — легендарный пятачок, пятикопеечная монета, ставшая в некотором смысле даже символом московского метро. Потому что годы шли, а пятачок оставался неизменным, и больше 30 лет цена на проезд в метро не повышалась! Месячный проездной стоил 3 рубля, а единый на все виды транспорта — 6 рублей.

Лишь в последние месяцы существования СССР, когда дорожать стало вообще все, поднял цены и Метрополитен имени Ленина (кстати, это имя он носил не всегда. В первые 20 лет его называли в честь сталинского сподвижника Лазаря Кагановича). В турникет нужно было кинуть или три пятачка, или одну 15-копеечную монетку. А потом цены полетели вверх окончательно и…  вернулись жетоны, у которых менялась лишь стоимость. Несколько месяцев 1992 года жетоны были металлическими, а потом их заменили на дешевенькие пластмассовые. Дешевые-то они дешевые, но с 21 декабря 1995 года за поездку в метро нужно было платить 1500 рублей. И это не предел. С июня 1997 года цена выросла до 2000!

А дальше была деноминация рубля и новации в метро. Жетоны окончательно отменили в феврале 1999 года. То есть при Путине москвичи для поездок использовали исключительно разного рода карты. Сперва это были билеты с магнитной полосой, параллельно с которыми внедрялись и бесконтактные карточки. Магнитные билеты пропускались через валидатор, и на них пропечатывалась вся информация о поездке. Это было любопытное и полезное новшество по тем временам. Подобные билеты имели хождение до января 2008 года. А вот уже после них началась, считай, современная эра метро — с бесконтактными билетами. Возникло и большое разнообразие тарифов. Кто-то покупал проездные на определенное количество дней, кому-то выгоднее было определенное количество поездок. Лично я первое время предпочитал плясать от поездок, а потом перешел на «календарный» метод.

2 апреля 2013 года — день рождения карты «Тройка», разовая поездка по которой стоила 30 рублей, а по многократному тарифу — 28. Чем больше поездок покупалось, тем выгоднее в среднем это было для пассажира. Через год поездка стала стоить 40 рублей, еще через год — 50. Дальше повышали цены более гуманно — на пять рублей, и эта планка держалась три года. С февраля 2020 года проезд подорожал до 57 рублей. А через пять лет платить за разовую поездку нужно было уже 80! Теперь будет 90 рублей. Вот вам наглядный индекс проездного.

Но на метро в отличие от кофе не сэкономишь.