Жители столицы могут сегодня выбирать самые разные виды городского транспорта: автобусы, электробусы, трамваи, регулярные речные электрические суда, МЦК и МЦД. И, конечно, метрополитен. На него приходится почти половина всех ежедневных поездок горожан. В будни метро пользуются около 8 млн человек. Возможно, сейчас вы читаете этот текст в вагоне поезда или на эскалаторе. Обычно в метро пассажиры двигаются быстро и сосредоточенно, но мы предлагаем вам ненадолго замедлить шаг и повнимательнее взглянуть на три станции Кольцевой линии: «Новослободскую», «Белорусскую» и «Комсомольскую», все они открылись в один день — 30 января 1952 года.
Советник заммэра Москвы по вопросам транспорта, заместитель начальника Московского метрополитена Юлия Темникова |
Виртуальные экскурсии по ним проведет советник заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта, заместитель начальника Московского метрополитена Юлия Темникова. Следующая станция — «Белорусская».
Белорусский вокзал — один из самых востребованных транспортных узлов столицы. Десятки тысяч пассажиров, которые прибывают сюда, могут с комфортом пересаживаться на МЦД, метрополитен, трамваи и наземный транспорт. В 2023 году мы отремонтировали эскалатор в переходе между станциями «Белорусская-кольцевая» и «Белорусская-радиальная». А зайти на каждую из станций можно через турникеты с технологией оплаты проезда по биометрии.
Первой станцией у Белорусского вокзала стала «Белорусская» Замоскворецкой линии. Она заработала еще в 1938 году. И, кстати, Кольцевая линия изначально вообще не планировалась. Но уже в середине 1930-х годов стало ясно, что без нее не обойтись, потому что нагрузка на пересадочные узлы в центре города будет слишком высокой. Решение о строительстве линии приняли только в 1943 году после того, как первоначальный проект несколько раз пересматривался. А открылась станция 30 января 1952 года. В тот момент «Белорусская» была конечной станцией Кольцевой линии и оставалась такой на протяжении двух лет.
Проектировала «Белорусскую-кольцевую» супружеская пара Иван Таранов и Надежда Быкова. Они познакомились в Метрострое и выиграли конкурс на проект станции «Сокольники» первой очереди московского метро. А после построили еще 15 подземных дворцов. Таранов и Быкова придумали оригинальное решение, как сделать станцию просторнее: за счет низких пилонов — 1,5 метра высотой — свод становился более широким и высоким. Есть мнение, что Быкова, участвовавшая в работе и над «Белорусской-радиальной», на кольцевой воплотила те идеи, которые не удалось реализовать на соседней станции. Действительно, «Белорусская-кольцевая» получилась более декоративной. Даже боковые части пилонов здесь украшены лепниной. По обеим сторонам от них установлены скамейки с мраморным основанием. А светильники-вазы вырублены из мрамора со стеклянным верхом в бронзовой опалубке.
«Белорусская» на Кольцевой расположена на глубине 42 метра и украшена светлым мрамором. Художественное оформление станции посвятили теме рассвета хозяйства и культуры советской Белоруссии. Например, пол изначально выложили мелкими керамическими плитками серого, белого и красного цветов, воспроизведя рисунки традиционной белорусской вышивки, но позже заменили на более долговечный гранит. А барельефы украсили изображениями снопов пшеницы.
На сводах разместили панно, созданные по эскизам художника Григория Опрышко. Их техника довольно необычна для столичного метрополитена — это флорентийская мозаика. А сюжеты — повседневная жизнь белорусского народа. Если поднять голову, можно увидеть вышивальщиц, крановщиков, доярок, спортсменов, учительницу с учениками. А еще на станции, если приглядеться, можно найти следы древней жизни. Так, в мраморе на стенах есть останки окаменевших моллюсков. Например, можно рассмотреть распиленную раковину аммонита и камеры, разделенные перегородками.
Кстати, сельскохозяйственная тема продолжается и в наземном вестибюле станции, расположенном рядом с Белорусским вокзалом. Входную группу здесь украшает металлическое позолоченное панно со снопами пшеницы и подсолнухами. Еще одна особенность — кассовый зал необычной овальной формы. А в эскалаторном зале сохранились телефонные кабинки за массивными деревянными дверями: в прошлом — обязательный атрибут метро, но сегодня потерявший свое значение.
В течение 45 лет у «Белорусской-кольцевой» был один вестибюль — западный. И пока 25 августа 1997 года на Лесной улице не открылся второй — восточный, в торце станции стояла скульптура «Советская Белоруссия». Композиция изображала женщину с ребенком, рабочего и еще одну женщину, стоящую между ими. Когда вместо стены на «Белорусской-кольцевой» появилась лестница, ведущая ко второму выходу из метро, работу убрали, и почти четверть века она считалась утраченной. Скульптуру нашли в электродепо «Новогиреево» и решили вернуть в метро. Ее очистили, укрепили каркас, заделали трещины, а герб восстановили по архивным материалам. После реставрации скульптура вернулась на «Белорусскую», вот только не на кольцевую, а на радиальную.
Восточный вестибюль станции украшен майоликовым панно португальской художницы Грасы Мораиш, которое Москве подарила мэрия Лиссабона. Оформление расписной плиткой, или, как называют ее португальцы, азулежу, — местная особенность. В лиссабонском метро так декорированы многие станции. Сюжет московского панно — дружба людей разных национальностей.
Вы когда-нибудь замечали, как удачно новый вестибюль вписался в историческую застройку района? Выходы из метро буквально «обняли» со всех сторон старообрядческий храм на Белой площади. А уже после вокруг вырос современный бизнес-квартал.
Фото: пресс-служба Дептранса Москвы