«Кибердеревня» в столице: как Москва будущего оказалась в прошлом
Есть хорошие новости — по Баррикадной в Москве XXII века будут гулять жирафы, а на Чистых прудах купаться бегемоты. На балконах сталинских высоток вырастут тропические деревья, с улиц исчезнут пробки и толпы людей, а воздух очистится похлеще, чем в самые тихие дни пандемии. Правда, все это окажется не столько достижением города, сколько следствием его запустения. Такую картину «окончательно отлетевшей» российской столицы нарисовали авторы нового сезона сериала «Кибердеревня».
В середине октября «Кинопоиск» начал показ второго сезона приключений Коли и Робогозина на просторах космоса. Герои продолжают мчаться сквозь бескрайние пространства, оказываются в передрягах разной степени безысходности и знакомят зрителей с прогрессивным (и не очень) миром будущего. Коля по-прежнему мечтает воссоединиться с семьей и счастливо зажить в экодеревне «Рязань-каунти» на Марсе, а Робогозин — переселить свое порочное сознание обратно в человеческое тело и стать самой влиятельной персоной во Вселенной.
Ко второй серии нового сезона космические странники наконец добираются до Москвы образца 2100 года. Столица в эти дни не в лучшем состоянии. Оказывается, где-то во второй половине XXI века ее «красивые и проработанные» жители зазнались настолько, что захотели поднять статус мегаполиса до «лучшего города Вселенной» и стать первым городом-планетой. Ничего хорошего из этого не вышло: Москва в прямом смысле оторвалась от реальности. В сериале эта метафора реализована по-пелевински буквально — огромный круглый пласт земли с городом взмывает в воздух и улетает в неизвестном направлении.
Коля и Робогозин попадают в Москву будущего случайно. Их кибербуханка по пути к Земле совершает аварийную посадку на дрейфующий в безбрежном океане космоса остров и вдруг приземляется возле Московского планетария. Выйдя из джунглей, герои находят видеопослание от аборигена исчезнувшей с радаров столицы и узнают ее невеселую историю.
Отделение от остального мира Москве на пользу не пошло. Сначала новую планету покинули айтишники, блогеры и актеры, потом закончились деньги и отключили нейронет. Скоро новая планета сбилась со своего амбициозного пути, жизнь на ней окончательно накренилась, а светлое будущее превратилось в сомнительное настоящее. Историю одичавшего племени Патриков, которое бьется за выживание в центре столицы, в видеопослании рассказывает ее вождь в исполнении Павла Деревянко. По его словам, самый ад начался, когда жителям новой планеты пришлось отказаться от привычных благ: самим носить продукты из магазина, стричь своих мультипу и забыть о психотерапии. Ситуация и правда не из простых.
Скоро Коля и Робогозин лично встречают футуристичных дикарей — с эйрподсами поверх золотых сережек в носу, филлерами в губах и экибанами из пластиковых вилок на голове. Цели жителей новой Москвы просты — отжать у путешественников мотоцикл и, возможно, съесть милиционера Валентина, который увязался за героями.
Еще в первом сезоне «Кибердеревня» показала, что технологии в XXII веке изменили многое, но куда больше всего осталось привычным. И на Сатурне, и в тюрьме «Венероский централ» нельзя не узнать нашего человека — часто излишне наивного и чуть-чуть придурковатого. Продвинутый дизайн будущего пробрался здесь в кабинеты корпораций, но в мире простых людей визуальный стиль все так же крайне непритязателен. У наших соотечественников все те же простодушные прихваты, а в основе философии — желание личного благополучия в более или менее сложном виде. К сожалению или к счастью, но русский человек, по мнению создателей сериала, не очень далеко ушел от себя за сотню лет. Сверхчеловека, озаренного внутренней гармонией и высшим интеллектом, в ближайшее время ждать не стоит. Вот и в российской столице спустя век все довольно стабильно.
Над Москвой не построили зависшее в воздухе очередное транспортное кольцо. Русский Uber не перешел на летающие такси с харизматичными, как Корбен Даллас, водителями у штурвала. Плавные футуристичные формы Захи Хадид не победили в российской столице, и главная архитектурная направляющая здесь по-прежнему угловатый «Москва-Сити». Небоскребы не выросли на километры вверх, превратив город в гиперполис. Нет левитирующих платформ с садами, улицы не превратились в бесконечный интерфейс, разговаривающий с каждым человеком на его языке, купол, создающий идеальный климат, не накрыл столицу. Хорошо это или плохо, но в мире «Кибердеревни» город остался собой почти во всем.
Столичный стиль тоже недалеко ушел от нашей современности. В сериале жители планеты Москва похожи на примодненных индейцев — сочетают пестрые рубашки и мех, носят увесистые перстни, амулеты и небрежно спутанные длинные волосы. Ни тебе блестящего нейлона, ни умных тканей, трансформирующихся прямо на теле, ни нашпигованных девайсами карбоновых жилеток, ни сеточек и вырезов в неожиданных местах. Провокации и свободомыслие в моде прошли мимо москвичей, как нас ни соблазняли ими кутюрье прошлого. Московский фэшн застыл в неоднозначном обаянии бохо, и радостным это точно не назовешь.
Отключенный на планете Москва нейронет сдержал фантазии создателей «Кибердеревни» о том, к чему пришла бы эпоха всепроникающей информации. Нет здесь телепатии с помощью закрепленных на висках девайсов, тотального AR и голограмм, парящих в воздухе. Сообщения из мессенджеров не прилетают прямо на сетчатку глаза, общения с помощью ментальных образов тоже не заметно. Остался без ответа и вопрос о том, какое место в будущем займет ИИ. Поставят ли нейросети человечество на колени или окажутся нашими спасителями? В 2025 году этих пояснений хотелось бы особенно.
Но в версии «Кибердеревни» Москва будущего избежала и антиутопических сценариев. Шаровые молнии не катятся по Малой Бронной, а песчаные бури не замели богемные кафе на Патриарших. Климат в столице явно поменялся, но, видимо, все же в пользу москвичей — раз бегемоты так неплохо чувствуют себя в районе Покровских ворот. В сквере, где чинит свой космолет Коля, не видно опавших черным пеплом листьев, а у соплеменников Павла Деревянко, к счастью, нет ни одной ярко выраженной мутации. Даже наоборот — загар и крепкие тела говорят о том, что back to the primitive не подорвал генофонда жителей столицы.
Из-за того, наверное, что Москва на полвека оторвалась от Земли и прогрессивной части человечества, мы не видим ни особых модификацией человеческого тела, ни роботов среди напарников новых диких. Станут ли технологии гармоничным партнером человека или окончательно сведут нас с ума? Тоже пока загадка.
Подвешен и самый сложный вопрос современности: сменит ли человек свою бесконечную борьбу с сородичами на что-то более конструктивное? В Москве вселенной «Кибердеревни» племя Патриков ведет вполне знакомую и понятную борьбу за территории с соседями — жителями отсталого Бутово. Никакого we are all made of stars, морально-нравственного визионерства, самопожертвования и прочих высоких материй за москвичами в сериале не замечено. Да и иерархия периферия-центр здесь все та же, что и сто лет назад. Очевидно, что ко второму сезону создатели сериала все еще сомневаются в возможностях человечества, и москвичей в частности, взяться за руки ради всеобщей гармонии и любви. В целом их можно понять. Как бы об этом ни мечтали фантасты прошлого, сознание человека в версии «Кибердеревни» не стало океаном, а скорее осталось прудом с крокодилами, который, кстати, тоже встречают Коля и Робогозин в Москве.
В финале серии мы видим репортаж телеканала Russia 2morrow. Корреспондент рассказывает, что отважный милиционер Валентин Орлов вернул Москву с небес на Землю, в стаканчиках со смузи москвичей снова забурлила жизнь, а улицы Патриков окончательно вернулись в норму, очень похожую на год примерно 2025-й. После возвращения к истокам москвичи возносят благодарности у памятника доставщику — за вай-фай, маникюр и педикюр. А приодевшийся в менеджера среднего звена Павел Деревянко сообщает, что у москвичей наконец появились принципы, и приглашает всех посетить столицу. Тут же добавляя: «Потому что мы снова очень хотим зажраться». Видимо, традицию москвичей ходить по кругу не отменит никакое будущее.
Фото: кадры из сериала «Кибердеревня»







