Константин Баканов

«Конформист» Бертолуччи 1970 года впервые выйдет в российский прокат 14 ноября

1 мин. на чтение

Фильм Бернардо Бертолуччи «Конформист» с Жан-Луи Трентиньяном в главной роли 14 ноября выпустит в ограниченный прокат компания «Иноекино». Сеансы пройдут на языке оригинала с русскими субтитрами.

Запуском старого кино на большие экраны прокатные компании стали заниматься сразу после введения санкций, когда кинотеатры столкнулись с дефицитом фильмов. У явления появился термин «повторный прокат», больших кассовых успехов не было, скорее это была вынужденная мера. «Конформист» — одно из немногих исключений: этого фильма, имеющего наивысшие оценки кинокритиков, в отечественном прокате еще не было. Картину в 2022 году отреставрировали, и качество на экране должно соответствовать современной индустрии.

Но главное — смысловые подтексты. Фильм основан на одноименном романе Альберто Моравиа. Главный герой добровольно отказывается от собственной идентичности, приспосабливается к окружающей действительности, становясь пленником идеологии и ожиданий общества. Действие происходит в довоенной Италии времен Муссолини. Главный герой поступает на службу к фашистам и получает задание следить во время своего отпуска во Франции за знакомым эмигрировавшим профессором — врагом режима, которого система хочет убить. События развиваются и после падения фашистской власти, когда выясняется, что ставка, потребовавшая стереть в труху собственную личность, не сыграла.

Выйдет ли фильм в цензурированном виде, пока не ясно: оригинальный сюжет содержит сцены, которые в нынешних российских условиях могут счесть ЛГБТ-пропагандой. Тема возникает ближе к финалу и является во многом ключевой. В последнее время прокатные компании занимаются самоцензурой и сами вырезают сцены, которые могут привести к гигантским штрафам и неприятностям со стороны «активистов».

Киноэксперты до сих пор отмечают революционную для своего времени структуру киноповествования «Конформиста». Команда Бертолуччи воссоздала атмосферу фашистской Италии с помощью сложнейших композиций и мизансцен, стилизованного использования ракурсов и форм. Свет и тень особенно важны в расстановке смысловых акцентов, чтобы подчеркнуть структуру тоталитарной власти, где каждому отведено строгое место.

Фото: кадр из фильма «Конформист»

Подписаться: