Это город становится разнообразнее или мы беднеем?С киосками у города и горожан в последние лет тридцать отношения особенные. Сначала их было много, очень много, и в них было все. Потом Лужков начал их планомерно сносить и искоренять, загоняя торговлю в крупные центры. Потом, уже при Собянине, многие из оставшихся киосков снесли во время «ночей длинных ковшей» как самострой. И вот новый поворот: год-полтора назад столичные власти снова стали сдавать в аренду площади под киоски, в основном в подуличных переходах и в метро.
Сначала, держа в голове прошлые сносы и «войны с ларьками», мелкий бизнес шел туда неохотно. Но оказалось, что в этом году городское правительство выдало в два раза больше арендных свидетельств, чем в прошлом. А это значит, что в ближайшее время ситуация изменится и киоски снова вернутся в московский пейзаж — на пять лет; именно на столько заключается аренда с департаментом имущества. Всего с начала года было подано 500 заявок на аренду.
Съемщики собираются торговать галантереей, парфюмерией, несложной электроникой и товарами повседневного спроса, по крайней мере именно это указывают в заявках будущие киоскеры. Большинство указывает «комплексную специализацию», приводит ТАСС слова вице-мэра Владимира Ефимова. Это, видимо, позволяет им торговать всем подряд, от флешек до перчаток и шапок.
Что же, торговля возвращается из крупных ТЦ к малым формам и ищет места с хорошим трафиком. Арендодатели уже сейчас фиксируют рост спроса на мелко нарезанные площади под небольшие магазины и маленькие кафе. Кофейни, как мы уже писали, пересаживаются в фудтраки. А теперь еще и киоски — городская экономика подстраивается под москвича, у которого вроде бы все время растет средняя зарплата, но который все время ищет, где подешевле.
Фото: Александр Михайловский