На недавно прошедшей ярмарке искусства «Арт Москва» одним из самых заметных стал проект Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ — серия работ в соавторстве с нейросетями. И все же пока неординарные идеи и их концептуальное исполнение — прерогатива человека, а роботы тут только помощники. Именно поэтому креативность, которой машины не могут научиться, стала востребована как никогда. Теперь это один из самых важных навыков. Причем не только для художников или писателей: руководителям стартапов или менеджерам в банке тоже приходится находить нестандартные решения и мыслить вне шаблонов. Выпускники Школы дизайна НИУ ВШЭ рассказали, можно ли научиться творческому мышлению и как прокачать креативную мышцу.
Обнулить концентрацию и послушать дарк-техно
Многие говорят, что креативности нельзя научиться — либо дано от природы, либо нет. Но ведь она по сути тоже навык — способность находить нестандартные подходы к решению задач. А любому навыку можно научиться. Практика показывает, что дело в правильном образовании. Школа дизайна НИУ ВШЭ обучает своих студентов правилам и алгоритмам, которые затем можно нарушать или адаптировать ради чего-то нового и нестандартного.
«Классные инсайты рождаются точно не с первого раза и не на первом круге генерации идей. Обычно они случаются тогда, когда все предыдущие “хорошие” концепты перечеркнуты, когда ты устал, когда кажется, что перепробовал все», — считает выпускница Школы, креативный директор Accel Club Анна Катион, выпускница профиля «Коммуникационный дизайн» (в 2017 году бакалавриат, в 2019-м — магистратура).
Дальше важно создать правильные условия. У всех они совершенно разные: кто-то уезжает в спонтанное путешествие (причем не обязательно на Бали), кто-то вяжет или делает перестановку в комнате, кто-то открывает пасьянс на телефоне или идет на пробежку.
Многие признаются, что помогают и прогулки по Москве — столица, если прислушиваться к ее ритму, очень вдохновляет. Главное — ходите новыми маршрутами, посещайте места, где еще не были: любое непривычное, нерутинное способствует возникновению новых нейронных связей, а значит, гибкости мышления. Еще гулять можно киберпанковскими маршрутами, например, по стране, которую целиком сотворил ИИ: словно в хорошей компьютерной игре, там своя история, территория, валюта, законы. Одна из таких — на платформе art.geograffee, созданной в Лаборатории искусственного интеллекта Школы дизайна НИУ ВШЭ. Точно переключитесь, перезагрузитесь и отдохнете: ведь новые правила игры стимулируют пересмотр старых.
«Создайте себе состояние безвременья, чтобы не было отвлекающих факторов, а вас окружал белый шум. Когда ты обращен внутрь себя, мозг невольно начинает генерировать идеи», — советует художница и керамист Алина Золотых, выпускница профиля «Дизайн и современное искусство» (2020 год).
«Музыка также помогает, важен ритм и такт, а жанр может быть любым. Однажды я месяц слушала дарк-техно на полную громкость, сидя в самом дальнем углу офиса Яндекса, просто потому, что так работа над концепцией шла быстрее и проще», — вспоминает Анна Катион.
Чего точно не стоит делать — так это мучить себя, если озарение никак не приходит. Иногда надо просто отвлечься и на какое-то время отпустить проект или задание. Так концентрация обнуляется и появляются силы уйти на новый круг креатива. Дайте себе хотя бы «переспать» с идеей: пословица «утро вечера мудренее» работает. Секрет в том, что во время фазы быстрого сна мозг создает новые связи, и можно задать себе вопрос перед сном, а утром получить ответ.
Мерим шляпы, чертим карту
Для рождения нестандартных идей есть несколько «стандартных» подходов. Один из самых популярных — метод свободных ассоциаций и интеллект-карты. Например, у вас есть задача придумать план нестандартного отпуска. Это слово можно написать в центре листа бумаги. А лучами от него — ассоциации: каникулы в деревне, санаторий, самолет, Сочи, лето. Попробуем соединить две любых ассоциации, например «Сочи» и «каникулы у бабушки». Есть ли избы в Краснодарском крае? Да, глэмпинги — необычный опыт после привычных отелей и санаториев.
Основательница собственного бренда K/TITOVA Катя Титова, в прошлом выпускница (в 2019 году бакалавриат, в 2021-м — магистратура), а сейчас преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ на направлении «Мода», рекомендует работу с мудбордом — подборкой изображений и любых референсов для будущего проекта. «Фиксируйте все, что вам интересно: фото, образы. В какой-то момент поймете, что все эти, казалось бы, несвязанные фрагменты складываются во что-то большее, из чего вырастает большая идея», — говорит она.
Подключайте и искусственный интеллект. «Когда я понимаю, что нужен новый свежий взгляд, ИИ выдает самые неочевидные результаты, предлагает новое видение, которое человеческий мозг не может выдать даже после трехчасового брейншторма. Например, когда есть несколько эскизов к новой работе, можно дать ему смиксовать картинки или просто описать то, что пришло в голову, чтобы робот сгенерил картинку, а уже дальше конкретизировать промт», — рассказывает выпускница бакалавриата «Дизайн и современное искусство» (2021 год) и магистратуры «Современная живопись» (2023 год) художница Маргарита Варакина.
Если вы работаете с текстом и страдаете от «боязни чистого листа», может помочь фрирайтинг. Поставьте таймер на 15−20 минут и попробуйте в течение этого короткого отрезка времени записывать абсолютно все, что приходит в голову: без знаков препинания, заглушая голос критика в голове. Главное — не отвлекаться, и тогда на третьей-четвертой минуте поток сознания вдруг трансформируется в складный текст с неплохими мыслями.
Многие классные идеи чаще всего рождаются в коллаборации с коллегами или друзьями. А разнообразить старый добрый мозговой штурм можно «методом шести шляп», который придумал известный креативщик Эдвард де Боно. Суть в том, что креативщик (зеленая шляпа) предлагает идеи, а остальные ищут в них достоинства (желтый) или недостатки (черный), оценивают с точки зрения эмоций (красный) или логики (белый). А руководит этим процессом модератор (синий).
Есть версия брейншторма покороче, в которую можно поиграть одному — техника Уолта Диснея, ее рекомендует Анна Катион: «Ты воображаешь себя в трех разных ролях: мечтателем, реалистом и затем — критиком. На первой стадии запрещено критиковать идеи, надо охватить как можно больше сумасшедших концептов. Дальше в игру вступает реалист — вы фильтруете находки через призму реальности: что можно, а что нельзя реализовать. И оставляете пять-десять идей. Финальная стадия — критик: тут все подвергается сомнениям, исследуется и доказывается реальная ценность. Вы проводите анализ не со стороны автора, а со стороны аудитории, и пытаетесь понять, насколько попадаете в позиционирование и платформу бренда».
Километры креатива
«Что общего между огурцом и будильником?» Пока вы думаете, отвлечемся от задачи, как советовали в начале этой статьи. Примерно так может звучать один из вопросов теста на оценку креативности. Хотя объективно ее измерить довольно сложно в отличие от IQ и даже эмоционального интеллекта. Однако есть ряд методик, которые получили широкое признание — все их можно найти в Сети. Например, тест Торренса, где нужно дорисовать несколько незаконченных фигур — причем не только оригинально, но и быстро.
Можно пройти опросник Брунера, состоящий из 75 вопросов. Это классические утверждения, с которыми нужно согласиться или нет. А тест Гилфорда тренирует находить необычные решения для повседневных ситуаций: например, «придумать альтернативные способы использования карандаша».
Не ленитесь делать такие упражнения, они и правда работают, советует Катя Титова. Получается что-то вроде разминки перед пробежкой. Ведь креативность — тоже мышца, которая от природы у кого-то лучше, а другим просто нужно регулярно ее качать. «Совсем с нуля, наверное, не получится. Но можно развить насмотренность, а она помогает научиться делать что-то креативное», — отмечает Титова.
Чем больше вы получаете знаний из разных сфер и областей, даже абсолютно не связанных с креативом и дизайном, тем больше ассоциаций и метафорических связей можете генерировать, а именно они лежат в основе всех классных идей. «Можно исследовать дорожные люки, а можно читать книжки о космосе — все одинаково важно», — говорит Анна Катион.
Помимо книг Майкла Микалко и Эдварда де Боно, признанных спецов по креативности, выпускники Школы дизайна НИУ ВШЭ советуют читать книги и смотреть фильмы об известных художниках и дизайнерах. «Меня вдохновляют люди. Креативность сама по себе — то, под каким углом кто-то видит мир или привычные вещи. Попытайтесь понять, как к великим творческим людям приходят идеи, как они их комбинируют», — говорит Алина Золотых. Она, например, советует автобиографию Марины Абрамович «Пройти сквозь стены» или документалку «Маржела: своими словами» об известном модельере.
Ну и ответ на задачку про огурец и будильник: правильного, конечно, нет. У кого-то это может быть стрелка (огурец чем-то похож на нее по форме), у кого-то — хруст, который издает и огурец, когда его кусаешь, и сломавшиеся часы. Предложите еще варианты?
Где учиться мыслить вне шаблонов
Упражнения и чтение стоит подкрепить образованием. Школа дизайна НИУ ВШЭ — одно из тех мест в Москве, где можно получить новую профессию или актуализировать прежнее образование, чтобы иметь возможность заниматься творчеством, при этом монетизируя свои таланты. «Школа помогла мне понять себя. Ведь очень важно определиться, кто ты и про что ты, найти свой путь», — говорит Алина Золотых.
«Школа дизайна предлагает заниматься сразу множеством разных штук и пробовать себя во всем. Например, в один учебный день могут быть пары по съемке видео на коленке, обучение фотошопу и теории искусств. В голове это невольно соединяется, находятся пересечения, возникают новые связи и рифмы, которые помогают увидеть и обогатить свои проекты», — отмечает Маргарита Варакина.
Отдельная специфика Школы дизайна — работа над реальными проектами и даже с реальными заказчиками, что учит не просто придумывать, но и работать по брифу, креативить в заданных рамках, что, конечно, пригодится в будущей профессии. Кроме того, студенты всех программ уже на этапе учебы формируют профессиональное портфолио. На открытой платформе, являющейся частью масштабной IT-экосистемы и позволяющей решать основные задачи, стоящие перед молодыми специалистами и опытными профессионалами креативных индустрий, уже собрано более 200 тысяч студенческих проектов.
Хотя не все выпускники становятся профессионалами креативных индустрий, тщательно выверенная образовательная траектория, по которой они проходят во время учебы, помогает придерживаться стабильно высокого качества работы. Ведь креативность, в идеале, не должна зависеть от сиюминутного настроения или мифического вдохновения.
Именно поэтому в основу учебного процесса в Школе дизайна положен проектный подход: в каждом учебном модуле студенты ставят перед собой задачу, решение которой должны защитить на сессии. И если в начале обучения задачи скорее умозрительные, то на старших курсах студенты максимально воссоздают условия будущей профессии, работая с реальными брифами и заказчиками.
На всех программах параллельно с разработкой концепции проекта под руководством куратора будущие выпускники изучают необходимые для реализации идеи инструменты на дисциплине «Технологии дизайна», расширяют художественный арсенал на «Арт-практике», получают теоретический бэкграунд на «Истории и теории искусства и дизайна».
Другой важный принцип — нетворкинг. Например, развитое сообщество выпускников Alumni, где уже признанные профессионалы делятся опытом друг с другом, со студентами, с абитуриентами. «Отдельно круто, что в Вышке ты окружен огромным количеством единомышленников и конкурентов одновременно, видишь, какие проекты создаются в рамках разных дисциплин, как мыслят другие люди. Это сильно мотивирует и вдохновляет», — признается Катион.
Креативности здесь обучают не только разнопланово, но и всеобъемлюще: в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре, программах допобразования, на детских курсах. Если вы в другом городе или плотно заняты на работе, есть возможность учиться онлайн, и такой вариант по качеству и полноте знаний не уступает традиционному бакалавриату. Есть и краткие курсы по 35 направлениям, которые помогут встряхнуться тем, кто хочет новых идей: от мастерской фарфора и анализа джаза до 3d-mapping и нейросетей.
Фото: пресс-служба Школы дизайна НИУ ВШЭ, из личного архива Анны Катион, Кати Титовой, Маргариты Варакиной, Алины Золотых