Это уже вторая попытка сдать станцию и сказать, что именно так и было.
Одна из самых красивых станций московского метро, построенная архитекторами Душкиным и Лихтенбергом, уже год как является поводом для беспокойства местных жителей и градозащитников. Ее в очередной, уже второй раз сдали после реставрации — в прошлый раз подрядчики отрапортовали об окончании работ, перекрасив павильон в нежный розовый цвет, причем местами краска была в разводах. Кроме того, реставраторы слишком вольно обошлись с замыслом архитекторов — прозрачные стеклянные вставки на крыше оказались заделаны металлом. Исчезла чугунная решетка над входом, старые крепкие двери оказались заменены новыми «под старину», еще тяжелее предыдущих.
Нынешний ремонт, результаты которого теперь можно видеть воочию, по отношению к предыдущему можно назвать косметическим. Как пишет «МК», покрытие с кесонов — вставок на арочной крыше — решили не снимать, зато сами вставки заделали матовым стеклом для организации искусственной подсветки (что, со всей очевидностью, в планы архитекторов не входило — они предполагали, что через прозрачные стекла будет проникать солнечный свет).
В Мосгорнаследии, куда обратились градозащитники, сослались на то, что металлическое покрытие над сводом «Кропоткинской» действительно было — только в послевоенные годы. Правда, задачей реставраторов было вернуть первоначальный облик, а не послевоенный. Вообще слабый аргумент — в конце концов, в те же послевоенные годы на месте Храма Христа Спасителя был, как известно, бассейн.
Кроме того, указывает историк архитектуры, профессор МАРХИ и внучка соавтора проекта станции Наталья Душкина, первоначально колонны отличались по цвету от свода крыши, а сейчас все покрашено одним тоном. Ну и, наконец, изначально при постройке вестибюля использовалась штукатурка с добавлением мраморной крошки, которая блестела на солнце; этот эффект тоже решили не восстанавливать.
В прошлый раз недовольство архитекторов, градозащитников и местных жителей заставило Мосгорнаследие отправить проект на доработку. Так что не стоит удивляться, если вы снова увидите «Кропоткинскую» в лесах — по информации «Архнадзора», этот вариант не исключен. Правда, не очень понятно, что это изменит — у реставраторов явно какое-то свое понимание, что значат слова «первоначальный замысел архитектора».
Фото: @Eva Mons