Кто сидит в московских коворкингах? Теперь мы знаем точно
Гибкий офис вместо постоянного, но запросы все те же — в центре Москвы и чтобы было как у Google.
В Москве бум коворкингов — офисные пространства (которых лет десять назад в городе построили больше, чем нужно) активно занимают российские и международные компании. Внутри делается отличное оформление, нанимается квалифицированный персонал, устанавливается хорошая оргтехника — и все это сдается на несколько часов или дней компаниям, которые не видят необходимости ежедневно работать всем коллективом бок о бок и заодно не хотят содержать всю дорогую инфраструктуру, которой можно пользоваться по мере необходимости.
Поветрие серьезное — так, недавно под коворкинги была отдана значительная часть престижного офисного центра на Белой площади. Всего этот рынок, пишет в своем исследовании канадская компания Colliers International, занимающаяся консалтингом на рынке недвижимости, в нынешнем году должен вырасти вполовину, судя по уже заключенным контрактам с застройщиками и хозяевами офисных пространств.
Кому все это нужно? Казалось бы, больше всего такие пространства могут быть востребованы айтишниками; во-первых, их численность, по крайней мере в Москве, довольно велика, как вроде бы и потребность в кратковременной аренде рабочего места. Но нет — они только в середине списка. Как видно из исследования, больше всего — примерно треть всех клиентов — работают в сфере маркетинга. Каждый четвертый занимается рекламой и дизайном (тут все понятно — рисовать и придумывать рекламу лучше дома), а каждый седьмой — организацией производственных процессов (а вот тут чуть сложнее — речь идет не о технопарках, а только об офисных помещениях, то есть их арендует для встреч начальства и менеджмента, а сами производства находятся в технопарках).
Вообще владельцам офисных пространств не позавидуешь. От них требуют, чтобы было «как в Google и “Яндексе”», чтобы можно было перегородить большое пространство по своему усмотрению. Более трети запросов приходится на коворкинги внутри или на границе Садового кольца. Ну или хотя бы рядом с МЦК (этого требует каждый десятый). Видимо, придется удовлетворять — рынок, по оценкам компании, огромный: спрос во много раз превышает предложение.
Фото: @ceorooms