Квартира недели: 138 квадратных метров в Булгаковском доме
Мало какой из московских домов сравнится по популярности со знаменитым Домом Булгакова на Большой Садовой, 10. Именно здесь и жил сам писатель в середине 1920-х годов, именно здесь находится «нехорошая квартира» из романа «Мастер и Маргарита» — сейчас в доме работает музей писателя и романа. А еще в доме находится очень даже хорошая квартира, оформленная дизайнером Натальей Казбеги.
Квартира площадью 138 кв. м принадлежит девушке, с которой Наталья уже работала — декорировала загородный дом для сдачи в аренду. С квартирой задача стояла такая же — ее планировалось сдавать, но последний ремонт в помещении делался десять лет назад, и интерьер морально устарел.
«Сначала заказчица хотела сделать пространство нейтральным — белые стены и ненавязчивая мебель, — рассказывает Наталья. — Но в существующем интерьере была одна важная деталь — обои William Morris в одной из комнат. Менять их все равно, что вырубить оливковую рощу. Я убедила заказчицу сохранить их, и ремонт пошел по пути исправления недостатков и подчеркивания достоинств существующего интерьера».
В квартире стандартный набор помещений: гостиная-столовая, две спальни, кабинет. Никакие планировочные изменения не требовались, речь шла только о декоре. Квартире явно не хватало характера — помещения диссонировали друг с другом по колориту и атмосфере. Целью Натальи было «привести все к единому знаменателю, добавить эмоций, кокетства и современности».
Дом был построен по заказу миллионера Ильи Пигита, владельца фабрики «Дукат», в стиле ар-нуво — русском модерне. Помимо Булгакова с его обаятельной нечистью в истории дома случались и другие значимые вещи — например, именно здесь Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. «Я захотела воссоздать в этой квартире атмосферу салона, где есть ощущение интеллигентной роскоши, игры, богемных бесед и защиты от бушующего за стенами суетного мира», — рассказывает дизайнер.
Чтобы добиться этого, Наталья поработала с цветом и подбором мебели. «Тему цветочных обоев мы продолжили в “синей” спальне. Там же перекрасили антикварный столик в матовый серый цвет и дополнили современным креслом и живописью Алексея Куприянченко.
Санузел из бежевого стал синим. В гостиной главной доминантой стали ковер и винтажные итальянские кресла 1970-х годов, все остальное сложилось вокруг них, а горчичный цвет стен собирает все элементы в единую композицию. В столовой мы лишь поменяли старую ткань на новую с графическим рисунком», — описывает свою работу Наталья.
Важным помещением стала «зеленая» спальня — как раз в ней и сохранились уникальные английские обои. Их красоту подчеркнул глубокий зеленый цвет в изголовье кровати и в ковролине на полу. Рисунки Евгении Михайловой, купленные в первую волну пандемии на аукционе «Шар и Крест», удачно вписались в общую композицию.
Кабинет удалось «привести в чувство» только после того, как Наталья методом проб и ошибок нашла идеальный тон «антрацит с сине-зеленой основой», в который перекрасили камин — к этому изменению подтянулись остальные детали декора. «Хозяйка квартиры принимала активное участие в работе: сидела на онлайн-площадках, искала подходящие винтажные предметы, как советские, так и европейские. Это была настоящая “охота за сокровищами”, которая очень вдохновляла нас обеих», — говорит Наталья.
Самое удивительное в этой истории — сроки, за которые все работы были завершены: полтора месяца на все про все, с перекраской стен, поисками винтажной мебели и аксессуаров, перетягиванием старых кресел в новую ткань и т. д. Такая скорость, конечно, невозможна без отличного знания рынка и четкого понимания того, каким должен быть результат и как его достичь. Но именно в этом и заключается работа дизайнера.
«Для меня всякий проект — как влюбленность, — признается Наталья. — Я погружаюсь в него на 100%. Возможность “улучшать и украшать” для меня — постоянный источник энергии».
Теперь перед нами квартира, которую хочется рассматривать, атмосферная и тонкая, в меру историческая и в меру современная — отдающая дань как истории дома, в котором расположена, так и нынешней интерьерной моде. Вот такая вот «хорошая квартира».
Фотограф: Кристина Никишина