, 4 мин. на чтение

Люба, Любочка, Любовь Сергеевна: 10 фактов о художнице Любови Поповой

В этом году отмечается пусть не круглая, но важная дата — 135 лет со дня рождения Любови Поповой. Художница прожила недолгую (всего 35 лет), но яркую жизни. Она прославилась как одна из самых самобытных представительниц русского авангарда, но еще важнее было то, что она стремилась преображать повседневность людей с помощью искусства. 3 ноября в Еврейском музее и центре толерантности открывается большая выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889−1924». Кто называл художницу «Любочкой» и другие факты о ее жизни мы собрали в нашем материале.

I

Любовь Попова родилась 24 апреля 1889 года в богатой купеческой семье. Ее отец был успешным предпринимателем и владел суконными фабриками. Мать происходила из обеспеченного дворянского рода, где любили и почитали искусство. Родители рано заметили творческие способности дочери и поддержали ее увлечение.

II

В конце XIX — начале XX века женщинам был закрыт путь в высшие учебные заведения. Поэтому Попова, в 1906 году переехавшая в Москву, брала частные уроки. Например, у известного художника Константина Юона. В 1910-х будущая «амазонка авангарда» посетила Италию и Францию, где училась у известных кубистов Жана Метценже и Анри Ле Фоконье. У них Попова заимствовала мотивы скрипок и гитар и за три года увлечения кубизмом написала около 20 кубистических натюрмортов и десяток портретов.

III

К 1916 году Любовь Попова приходит к собственному варианту беспредметного искусства, которое сочетало плоскостность, линейность древнерусской живописи и приемы супрематизма. Под общим названием «Живописные архитектоники» с 1916 до 1918 года она создает несколько десятков работ, о которых позже напишет: «Наиболее характерной чертой нашего стиля является абстрактность, то главное отвлечение формы художественной от формы, видимой в реальности».

IV

В 1918 году она вышла замуж за историка искусства Бориса фон Эдинга и родила сына. В 1919 году молодая семья заболела тифом. Попова потеряла мужа и осталась одна с маленьким ребенком на руках. Она не сразу нашла в себе силы вернуться к искусству. Но уже в 1920 году активно включилась в творческую, проектную и преподавательскую деятельность, отдавая всю себя работе.

V

Наряду с Александрой Экстер и Варварой Степановой Попова смогла реализоваться в такой традиционно мужской профессии, как художник-постановщик. Художница занималась сценографией в театре Мейерхольда, и эта работа стала отправной точкой в истории театрального конструктивизма. Попова отказывается от классической смены декораций и конструирует «пространственную установку» — станок, который свободно стоял в пространстве сцены. Она даже задумывается о подъемном кране, к которому крепились бы щиты с лозунгами и экраны для кинохроники. Художница пользуется ограниченным количеством цветов, а эскизы выполняет в лаконичной стилистике конструктивизма чертежными инструментами.

VI

Любовь Попова была в числе первых женщин — педагогов ВХУТЕМАСа — первой советской школы искусства, архитектуры и дизайна. Вместе с Александром Весниным она разработала авторскую программу «Максимальное выявление цвета» на живописном факультете и «Цвет» на общем отделении. Попова также хотела создать во ВХУТЕМАСе «Производственную мастерскую», где студенты выполняли бы реальные заказы для производства: от оформления рекламы до разработки архитектурных конструкций, дизайна интерьеров, витрин и массовых театрализованных действий включая работу над костюмами.

Кипучую деятельность Поповой во ВХУТЕМАСе прервал конфликт между молодыми художниками-авангардистами и представителями более традиционных направлений искусства. В 1923 году новым ректором стал Владимир Фаворский. Вскоре он снял Попову с жалованья, не оставив возможности закрепиться ни на одном из факультетов.

VII

Важным этапом в творчестве Поповой стала работа с тканями. В 1922 году после трехлетнего перерыва в Москве вновь открылась Первая ситценабивная фабрика. Выпуская новую продукцию — ситец, байку и вуаль, предприятие столкнулось с идеологической проблемой: ткани по‑прежнему производили по эскизам западных журналов. Фабрике нужны были отечественные художники-конструктивисты, и, чтобы их найти, дали объявление в газете «Правда». На него и откликнулась Любовь Попова. Вместе с Варварой Степановой она создала несколько сотен орнаментов для ткани: контрастных цветов и с простыми геометрическими фигурами. Из них для производства отобрали около двадцати эскизов.

VIII

Попова новаторски применяла идеи русского авангарда в самых разных областях. Она оформляла обложки журналов и нот, придумывала оригинальные шрифтовые композиции, рисовала театральные декорации и костюмы, разрабатывала текстиль и модели одежды. И даже создала кубофутуристический эскиз для росписи фарфоровой посуды.

IX

Любовь Попова ушла из жизни 25 мая 1924 года. Ей было всего 35 лет. Художница заразилась скарлатиной от сына, который умер за два дня до нее. В посмертной публикации писатель и критик Осип Брик называл Любовь Попову «самой радикальной, самой принципиальной из нас». А в некрологе в журнале «Леф» были такие строчки: «Таких не так уж много. А без них никакая революционная борьба немыслима».

X

Кто же называл Любовь Попову «Любочкой»? Это был коллекционер Георгий Костаки, который внес большой вклад в сохранение наследия художницы. У Поповой был родной брат Павел, в квартире которого в Плотниковом переулке хранились картины сестры. Их и выкупил Костаки. А еще поехал к пасынку Павла Попова на дачу под Звенигород. Так Костаки обнаружил, что работой Любови Поповой заколочено окно. Продать произведение пасынок отказался, а вот обменять на аналогичный по размеру лист фанеры был согласен.

Живописная архитектоника (1917 г.), Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

Беспредметная композиция. Рисунок (1921 г.), Пермская государственная художественная галерея

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889−1924» откроется в Еврейском музее и центре толерантности 3 ноября и продлится до 27 февраля 2025 года. В экспозицию войдет 280 живописных и графических произведений художницы и ее современников: Пабло Пикассо, Андре Дерена, Анри Ле Фоконье, Казимира Малевича, Александра Веснина, Надежды Удальцовой, Варвары Степановой, эскизы тканей, биографические документы и фотографии, многие из которых будут показаны впервые. Генеральным партнером выставки стала компания «Роснефть». Проект реализован при поддержке банка ВТБ и благотворительного фонда «Сафмар».

Фото: пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности