Новый худрук хочет радикально перестроить работу старого театра на Тверском бульваре.
Мрачная модернистская громада МХАТа им. Горького на Тверском бульваре, кажется, сама по себе выглядит не очень приглашающей к общению. Образовавшийся в результате развода двух МХАТов театр на Тверском бульваре стали называть доронинским — по фамилии его первого художественного руководителя, великой советской актрисы Татьяны Дорониной. Ее несколько месяцев назад отправили в отставку, переведя на представительскую должность президента театра. Новый худрук Эдуард Бояков, очевидно, хочет, чтобы теперь театр называли бояковским — он затеял здесь радикальные перемены.
Нет, не в репертуаре — здесь, как рассказал сегодня журналистам руководитель театра, по-прежнему будут играть пьесы Юрия Полякова, в очередной раз ставить пьесу Горького «На дне» (в режиссерское кресло сядет Андрей Кончаловский), готовить спектакль по книге завлита театра Захара Прилепина «Семь женщин Есенина». И не в труппе — часть артистов по-прежнему бунтует против нового руководства, требуя вернуть к художественной власти Доронину (и даже дает по этому поводу пресс-конференции). Хотя планы на сезон выглядят компромиссными — доронинская публика любила спектакли про Есенина и пьесы Полякова, а вот относительно новые постановки «Последний срок» и «Последний герой» пока не распробовала.
Поменяется сама организация жизни в театре. Он, по словам Боякова, теперь будет открываться в 9.00. Здесь будут работать кафе, проходить мастер-классы, занятия йогой и медитацией, заработают детские театральные студии. Все это будет объединено под названием «Открытые сцены МХАТ». Интересно, что именно по такой схеме в свое время была выстроена работа другого известного городского театра – «Гоголь-центра»: он задумывался как культурный центр, который работает и открыт с утра и до вечера, когда начинают работу театральные залы. Правда, название «Открытые сцены» сильно напоминает еще один проект — ныне закрытая «Открытая сцена» была учреждением департамента культуры, выдавала гранты режиссерам-дебютантам и предоставляла площадку для реализации их проектов. Но все же идею превращения театра в community center Бояков, видимо, взял из основанного им театра «Практика», также приглашавшего местных жителей на различные занятия.
Другое дело, что Боякова, а также его заместителей Прилепина и Сергея Пускепалиса (недавно покинул этот театр, чтобы возглавить другой — им. Волкова в Ярославле) обвиняли в том, что, придя во МХАТ, объединяющую их патриотическую идеологию (а также критику либералов — что в политике, что в театре) они поставили выше художественных задач. Что ж, если содержание их репертуара вполне об этом свидетельствует, то форма у театра, пожалуй, становится более современной. А их недоброжелателям из либерального лагеря должно быть приятно, что все так называемые патриоты собрались в одном месте — и нашли чем занять и себя, и зрителя.
Фото: Андрей Савин