, 1 мин. на чтение

Минэкономразвития предложило создать черный список покупателей на маркетплейсах

Сейчас с маркетплейсов можно спокойно заказать несколько товаров, а потом отказаться от тех, которые не подошли. Но проблема в том, что этим пользуются недобросовестные покупатели, которые массово заказывают товары в разные пункты выдачи, а потом от них отказываются.

С предложением разработать черный список выступил министр экономического развития Максим Решетников. Он считает, что нужно ввести специальные отметки для аккаунтов тех, кто наносит вред маркетплейсам, систематически не выкупая заказы.

«Это создает трудности в разграничении действий обычных покупателей и случаев недобросовестной конкуренции. Практика массовых заказов с последующим отказом от выкупа приводит к порче товаров и увеличивает логистические издержки продавцов», — приводят «Известия» позицию министерства.

По словам гендиректора Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей Алексея Молодых, продавцы теряют на логистике от 300 до 1,5 тыс. рублей, и иногда это даже больше, чем стоимость самого товара. Поэтому практику легкого отказа планируют постепенно сворачивать.

Как продавцы смогут использовать черный список? Отказ от товара — это ведь право потребителя. Но продавцы смогут, например, ввести дифференцированную стоимость: для тех, кто часто отказывается, цена на товар может быть изначально выше. Альтернатива — это, конечно, платная доставка для тех, кто ведет себя подобным образом.

В то же время эксперты отмечают, что нужно предусмотреть все возможные риски — ошибки в алгоритмах и т. п. А также гарантировать соблюдение закона о защите прав потребителей, исключив необоснованное попадание в список.

Фото: Сергей Петров/Global Look Press