Правда, даже если инициатива ведомства будет одобрена, действовать изменения начнут не очень скоро. В лучшем случае — через 15 лет.
Высказано предложение было в подготовленном министерством обновленном проекте транспортной стратегии, который изучили в РБК. Вот что именно хочет провернуть Минтранс: к 2035 году проезд в общественном транспорте будет бесплатным при условии внедрения механизма «пользователь платит» для всех категорий автомобилистов. Как предполагает эта схема, с 2025 года плату начнут взимать за проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году — со «всех категорий пользователей дорог», включая дорожную сеть городских агломераций.
«В том числе механизм нужен для стимулирования использования транспорта общего пользования и сокращения пользования личным транспортом в крупных городах» — это цитата из проекта стратегии. В Минтрансе уверены, что людей надо активнее призывать к выбору немоторизированных видов транспорта на территориях населенных пунктов. То есть, грубо говоря, чем больше горожан окончательно пересядут на велосипед и самокат, тем лучше. Похоже, московское правительство эту директиву начало реализовывать еще до того, как ее написали.
Также в ведомстве посетовали на то, что в прошлом году по всей стране продолжилась тенденция оттока пассажиров из общественного транспорта, хотя для них и создали, как выразились чиновники, «привлекательную систему». Причину Минтранс видит в том, что произошло «кардинальное улучшение дорожных условий», так что автомобилем стало удобно пользоваться как для туризма, так и для деловых поездок. Москва же из этого ряда логичным образом выбивается. У нас, наоборот, в 2019-м пассажиров стало больше, чем годом ранее. Также зафиксировали двукратный рост популярности каршеринга — трафик в этом секторе превысил 47 млн человек.
В конце надо заметить, что и бесплатный общественный транспорт, и система «пользователь платит» уже встречались в других странах. В 2018 году Эстония разрешила гражданам не платить в автобусах в 11 из 15 регионов страны. В 2020 году бесплатным общественный транспорт сделал для жителей Люксембург. А вот в Лондоне, например, пользователь уже платит. Там въезд на авто в центральную часть города стоит денег. Наши же готовятся совместить. До 2035 года время еще есть. Может, и придумают, как это грамотнее всего сделать.
Фото: mos.ru