Нонна Дзиваева

Московская легенда: Фабрика нижнего белья «Черемушки»

7 мин. на чтение

Красивое нижнее белье в Советском Союзе очень долго существовало где-то рядом с сексом. Его не было. Панталоны с начесом, простейшие модели трусов и бюстгальтеров трех цветов: белого, телесного и черного — вот весь ассортимент полки с бельем обычной советской женщины. Кружева, бантики, соблазнительные крючочки и застежки считались мещанством и пережитком буржуазного прошлого. Все это не должно было отвлекать строителей коммунизма от государственных задач и перевыполнения плана.

В конце 1950-х первый секретарь Московского городского комитета КПСС, выдвинутая в Президиум ЦК, Екатерина Фурцева на пленарном заседании сделала неожиданное заявление: «Каждая красивая женщина имеет право на красивый бюстгальтер». Сразу после этой фразы красивое белье в СССР не появилось, но на самом высоком уровне за женщинами действительно признали право его носить. Вскоре началось строительство первого крупного московского предприятия по пошиву женского нижнего белья «Черемушки», где впервые массово стали производить бюстгальтеры, немного похожие на те, что давно выпускали и носили на Западе.

Предприятие построили в одноименном районе, бывшем тогда глухой окраиной Москвы. Здесь, на месте старой деревни, уже было несколько небольших промышленных предприятий, тогда же началось строительство первых пятиэтажных домов — хрущевок, куда переселяли жильцов коммуналок из центра Москвы. Сейчас Черемушки никак не назовешь окраиной — это один из престижных районов юго-запада. Старых пятиэтажек почти не видно за высотными домами и зеленью деревьев, что щедро сажали вдоль дорог и во дворах, когда строили район. Много хрущевок в Черемушках попало под программу реновации, какие-то уже снесли, какие-то еще предстоит демонтировать. Сносят также технически и морально устаревшие предприятия. Фабрика «Черемушки» совсем не выглядит устаревшей. Внушительное добротное кирпичное здание в восемь этажей. Видно, что строилось на совесть и надолго.

Московская фабрика по пошиву женского белья «Черемушки» является правопреемником артели с обычным для того времени труднопроизносимым названием — «Саншвейбытгал». До войны артель действительно шила бюстгальтеры, бандажи, носовые платки, занималась индивидуальным пошивом. Во время войны, когда производство в стране почти полностью перешло на обслуживание нужд фронта, артель выполняла специальные военные заказы: белье, халаты, гимнастерки, воротнички для гимнастерок, кальсоны. После войны вернулись к гражданским заказам. Шили много и просто. Надо было обеспечить массовость, вопрос красоты даже не обсуждался. В 1957 году артель объединила разрозненные, разбросанные по всей Москве цехи в швейную фабрику №31, которая стала специализироваться на пошиве нижнего белья. Позже, через десять с небольшим лет, фабрику назовут «Черемушки» и отдадут ей только что отстроенное здание на Нахимовском проспекте. На новой фабрике был создан свой экспериментальный цех, собравший художников и конструкторов белья. Они разрабатывали и конструировали новые модели, которые потом утверждали на советах. Модели были все еще далеки от того, чтобы называться красивым женским бельем, но это было лучше, чем сатиновые трусы, панталоны и откровенно убогие бюстгальтеры.

— Тогда изделия существенно отличались от современных. Они были более простые, хлопковые. С большими пластмассовыми пряжками и пуговицами, без регулировки, — рассказывает заместитель генерального директора по производству «Черемушек» Любовь Иафетовна Быкова.

По ее словам, фабрика, как и все производства в Советском Союзе, работала по плану, спущенному сверху. Вопросы красоты и эстетики терялись в гонке по выполнению и перевыполнению плана.

— Работали без выходных, в несколько смен, до поздней ночи, ведь план надо было выполнить. Мамы своих детей не видели. Наша продукция по всей стране потом распределялась, — вспоминает Любовь Иафетовна.

Сырье, комплектующие нужно было доставать — в Советском Союзе не было специализированных фабрик по производству тканей и полотен для нижнего белья.

В конце 1970-х ситуация с сырьем стала меняться. В Латвии в предместье Лиепаи построили галантерейный комбинат имени 60-летия Великой Октябрьской революции. Там производили качественно новое сырье для производства белья: эластичные полотна, кружева, ленты. Позже комбинат стал называться Lauma, он поставлял свою продукцию по всему Советскому Союзу, в том числе на фабрику «Черемушки».

— Lauma и сейчас один из наших поставщиков сырья. Еще покупаем ткани, фурнитуру у европейских производителей: Германия, Италия, Франция. В свое время решили, что качество важнее, и не искали поставщиков в Юго-Восточной Азии, — продолжает рассказ Любовь Иафетовна, пока мы ходим по производственным цехам «Черемушек».

Сейчас здесь четыре больших цеха на четырех производственных этажах и экспериментальный цех, где художники-конструкторы разрабатывают новые модели. Наша экскурсия начинается с подготовительного цеха. Большие окна, вдоль которых внушительные посадки комнатных растений и даже деревец. Все ухоженные, аж блестят здоровым зеленым цветом. Неудивительно, все работницы цеха — женщины. Создают на рабочем месте уют и комфортные условия для себя и коллег.

Мебель добротная, советских времен. Зато оборудование — современное. Останавливаемся возле автомата-робота. Через окошко видно, как внутри делаются маленькие миленькие бантики. Когда-то эту работу делали 16 «ручниц»: обрезали ленту, завязывали, сшивали. Теперь делают два робота. В день могут произвести до 8 тыс. таких бантиков. В Москве ни у одного производителя таких автоматов нет.

В подготовительном цехе принимают сырье, разбраковывают его, проверяют на качество, смотрят точность ширины полотен, чтобы потом при раскрое не было никаких неожиданностей.

Идем вдоль стеллажей. Заместитель генерального директора показывает на кружева, называет цвета. Не просто бежевый или хотя бы лавандовый, а «серебристый пион», «сумрачно-белый», «ниагара». Рулоны кружев, корзины с фурнитурой, все хочется потрогать, взять в руки, рассмотреть поближе «серебристый пион», представить, как это может выглядеть на фигуре. Начинаю понимать советских идеологов. Такие вещи и правда отвлекают от шагания строем к светлому будущему.

Из подготовительного цеха полотна и фурнитуру, в том числе бантики, направляют в раскройный цех. Следуем по маршруту и идем туда же. Цехи расположены друг под другом и одинаковые по площади — большие, просторные.

Здесь установлено новое американское оборудование Gerber, которое в автоматическом режиме вырезает до сорока слоев полотен за один раз. Потом ножом вырезает по контуру раскладки на тканях. Дальше все это собирают, укомплектовывают и отправляют в швейный цех. У «Черемушек» помимо швейного цеха в этом здании есть еще два дополнительных в Подмосковье и в Калужской области, в городе Медынь.

В швейном цехе кипит работа.

— У каждой швеи своя операция. Когда заканчивает партию, у нее загорается огонек, что работа закончилась, ей отправляют следующую. Вот шьют купальник, вот идет сборка бюстгальтера, это заготовка трусов — ее соединят на оверлоке, вот еще желтого цвета — это купальник, к нему пришивают кокеточку, — объясняет и показывает Любовь Иафетовна.

Я не очень успеваю за ее комментариями. Но вижу, что шьют отлично, на современных машинках сложных конструкций.

— В девяностых годах закупили немецкое оборудование, технологии. Мы называем это техническим перевооружением фабрики. Приобрели тогда много нового современного оборудования конкретно под белье. Работать на старом было невозможно, в стране появился импорт, конкурировать с иностранными производителями мы тогда не могли. С новыми технологиями и оборудованием наладили выпуск действительно красивого и качественного российского белья. После этого еще не раз докупали новые станки, швейные машинки. Постоянно модернизируем наше производство, — говорит заместитель генерального директора.

Технологии производства в «Черемушках» вполне можно назвать космическими. Это не будет красным словцом и приукрашиванием действительности. В 2013 году на предприятие обратилась фирма по созданию космического снаряжения ООО «Кентавр — НАУКА» с просьбой разработать и пошить специальное белье для российского космонавта Елены Серовой. Космонавт просила, чтобы в этом белье был исключен любой дискомфорт или давление при работе в непростых условиях невесомости, а также чтобы белье максимально легко снималось и надевалось.

В экспериментальном цехе взяли за основу уже имеющуюся в ассортименте модель, которую доработали в трех вариантах и предложили на рассмотрение Елене Серовой. Она выбрала вариант длинного топа. С космонавта сняли мерки и сшили специально по ее фигуре 170 комплектов, чтобы хватило на все время экспедиции. Ведь белье у космонавтов одноразовое, его не стирают, а отправляют на утилизацию. В космос белье «Черемушек» полетело в 2014 году, но длинный топ выпускается на предприятии в спортивной линии до сих пор — модель оказалась очень удачной и для обычной жизни.

Это пример уникального опыта фирмы «Черемушки». В обычной своей жизни предприятие работает на женщин земных. Как и многие другие.

— Сегодня легкая промышленность Москвы производит все, что нужно современному человеку, от белья и спортивных товаров до обуви и пальто. Всего в Москве 40 крупных и средних предприятий легпрома, на которых работают около 17 тыс. человек. В 2020 году общий объем их производства превысил 60 млрд рублей», — отмечает руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.

— Мы постоянно мониторим рынок, — продолжает представитель «Черемушек». — Следим, какие размеры продаются, следим за трендами, что востребовано. С гордостью хочу сказать, что наше производство нацелено на выпуск белья именно для российских женщин, которые имеют свои уникальные особенности. И прежде всего это пышная грудь. На сегодняшний день российским девушкам, женщинам с большой грудью в магазинах масс-маркета сложно подобрать подходящую модель, так как там отшиваются только базовые восемь размеров. Мы же выпускаем продукцию 78 размеров полнот! В наши магазины приходят как подростки с мамами для выбора своего первого бюстгальтера, так и женщины разного возраста с разной фигурой. Мы выпускаем широкий ассортимент изделий: бюстгальтеры, трусики, комплекты нижнего белья, изделия корсетно-поясной группы, грации и полуграции, купальники, одежду для сна и дома. В последнее время мы видим большой спрос на белье больших размеров. У нашего предприятия в этом сегменте большой опыт, хорошие наработки, хорошие конструкции, которые дают удобную посадку. Мы выпускаем большой ассортимент белья больших размеров.  Это нас отличает от всех других фирм.

Кроме того, в числе производимых нами моделей белья есть некоторые модели из нашей исторической коллекции. В тех моделях проще крой и используется чистый хлопок. В числе наших покупателей есть женщины, которые предпочитают только изделия данного кроя. Поддерживаем для них эту линию.

Сейчас ассортимент фабрики много раз перекрывает ассортимент всей бельевой продукции Советского Союза каких-то сорок лет назад.

— У нас очень разнообразная коллекция, в которой насчитывается до 1500 моделей. А размерный ряд составляет 78 размеров. Если вспомнить, что начинали в середине прошлого века всего с десяти размеров и нескольких моделей, то можно понять на нашем примере, какой путь прошла индустрия женского нижнего белья в России. Колоссальный, — подводит итог Любовь Иафетовна.

Фото: Даниил Овчинников

Подписаться: