После долгих лет простоя и реставрации в Москве наконец-то открылось здание Северного речного вокзала. Того самого, что у станции метро «Речной вокзал». За десять (или пятнадцать, смотря как считать) лет некоторые горожане кроме местных успели забыть о его существовании, но в первые же дни работы сюда приехали толпы людей.
— Много народа на открытии было? — обратился я к здешнему охраннику.
— И не спрашивайте, — ответил он и закатил глаза. — Четверть Москвы, не меньше.
Охранник, конечно, махнул лиха, но метафора в целом подходящая. Как заявил руководитель московского дептранса Максим Ликсутов, 5 и 6 сентября речной вокзал посетили почти 20 тыс. человек, что не так уж мало в наши посткарантинные времена. Остальные, как и я, решили подождать и заехать позже, чтобы не толпиться и не участвовать в помпезно-официозном торжестве. Но даже в полдень четверга здесь нашлась очередь. Правда, в туалет, и то лишь потому, что кабинка на весь вокзал одна. Ну да ладно, это все мелочи. Перед нами все-таки великая архитектура с почти столетней историей, а не просто какой-нибудь транспортный объект.
Северный, он же Химкинский, речной вокзал нарисовался на карте города в 1937 году. Его начали строить четырьмя годами раньше, одновременно работая над каналом Москва—Волга, который сегодня знаком нам под названием «канал имени Москвы». Если вдруг вы забыли (хотя вряд ли), то именно благодаря КиМу столица получила гордый народный статус «порт пяти морей». В общем, важному транспортному объекту требовалось не менее мощное архитектурное решение. Так оно и вышло. Северный речной решили делать по всей красоте, отказаться от сугубо функционального назначения и сделать акцент на эстетике.
Само здание получилось настолько крутым, что москвичи приезжали любоваться Северным вокзалом даже в годы абсолютного упадка. Все-таки это один из самых ярких образцов сталинского ампира. Вокзал напоминает пароход — издалека, тем более в вечерней темноте, подсвеченные этажи практически невозможно отличить от открытых веранд трехъярусного судна, а шпиль — от трубы. И это только издалека. Внутри советских граждан ждали расписные своды потолка, витражи и бронзовая фигура Сталина, которого через некоторое время от греха подальше выпилили из вестибюля. Вокруг вокзала и на его балконах тоже не экономили — статуи, фонтаны. Главный архитектор Алексей Рухлядев прямо в год завершения строительства получил орден Ленина и диплом Большой премии Парижской международной выставки искусств и техники.
Проект вокзала разрабатывался и для комфорта пассажиров. Здесь были открыты большой ресторан и несколько буфетов, библиотека и газетный киоск, душевая и парикмахерская, комната матери и ребенка со спальней и игровой зоной.
В 1938 году вокзал вошел в историю кино, сыграв важную роль в фильме «Волга-Волга», который в свою очередь был посвящен каналу Москва—Волга. Потом в той или иной роли здание фигурировало в советских «Коллегах», «Горожанах», «Гонках по вертикали» и «По семейным обстоятельствам», а заодно в сравнительно современных «ДМБ» и «Дне выборов». Но настоящую славу получила именно «Волга-Волга». Тут и Любовь Орлова, и любовь Сталина, и премия его имени.
Уже на закате СССР, в 1987 году, вокзалу присвоили статус памятника архитектуры. Увы, это слабо повлияло на людей, отвечавших за его сохранность. Год за годом пассажиропоток становился все меньше, здание практически не использовалось, а потом на него просто забили — зато в 1990-х здесь проходили очень зрелищные рейвы (именно потому что забили). В 2005 году здесь работал один лишь ресторан, все остальное было брошено. Еще через три года был опущен шпиль. Позже здание перешло во владения ФГУП «Канал имени Москвы», которое объявило о реконструкции, но тут же бросило эту затратную идею и в 2015 году по указу правительства Москвы вернуло речвокзал городу. Кое-как ситуация с реконструкцией разрешилась, когда «Архнадзор» уже включил здание в свою Красную книгу. И понеслась — охранные обязательства, общественное обсуждение, определение компании-подрядчика и прочая суматоха. В 2018 году работы по восстановлению наконец-то начались. И пусть рабочие еще доделывают всякие мелочи, но здание все же открылось. Даже звезду вернули на место — ту самую, с серпом и молотом, на которых сверкают более 700 полудрагоценных камней.
От станции метро «Речной вокзал» до самого вокзала меньше 10 минут пешком. Первые 4 минуты — по парку «Дружба», затем, после подземного перехода через Ленинградское шоссе, еще столько же по парку Северного речного вокзала. Выглядит все это довольно мило. Шахматные столы и детские площадки, пара уличных кофеен и сувенирных лавок, белки и птички. Не знаю, что здесь творится в выходные, но в будни это прекрасное тихое место.
Само здание вокзала — чистый восторг. Им восхищаешься так же, как если бы это была величественная городская усадьба у реки. Народа еще мало, но все заняты одним и тем же. Они снимают Северный речной со всех сторон и делают бесконечные селфи. Обходишь вокзал слева и справа, фотографируешь со стороны парка и набережной, поднимаешься по внешней лестнице на второй этаж, третий, проходишь по балконам. Это открытие так долго ждали и так мощно пиарили, что ходить по речвокзалу с постной равнодушной миной просто невозможно.
Сам вестибюль может немного разочаровать. Да, здесь есть ресторан «Волга-Волга» — прекрасная стилизация под советский шик с практически идеальным светом и историческим интерьером. Можно заглянуть, осмотреться и сделать пару фото. Цены терпимые, но совсем не советские. Кроме него здесь есть крохотный музей не самого очевидного содержания. Дело в том, что он посвящен покорению Севера, хотя ждешь от него, конечно же, старых фотографий вокзала, газетных статей о его строительстве и чего-то такого. Указатели говорят, что рядом с музейчиком должен быть сувенирный магазин, но он либо находится в тайной комнате, либо просто еще не подготовлен.
В целом на этом можно поставить точку. Нормальное движение по реке, по словам встречающего администратора, будет запущено к началу следующего сезона. Тогда же на набережной и в парке откроются новые уличные радости, да и в самом вокзале могут появиться дополнительные кафе или что-то типа того. Пока что только проекты. А сейчас слева от входа стоит закрытый кассовый павильон, справа — кафе «Дружба» с вывеской «Скоро открытие», а в здании — таблички «Проход закрыт» у каждой лестницы вверх и вниз.
Тем временем Ликсутов сообщает, что в скором времени будет реконструировано здание Южного речного вокзала, который на проспекте Андропова, возле «Коломенской». Там, конечно, архитектура не такая интересная. Первый деревянный Южный речвокзал был построен еще в 1930-е на Варшавском шоссе, в 1970-х сместился на Нагатинскую набережную к современному причалу Кленовый бульвар и только в 1985-м был открыт современный павильон. Теперь, с учетом транспортных амбиций Собянина, москвичи могут ждать реанимации речного транспорта.
Фото: Игорь Мухин