Московские архитекторы предлагают превратить Симоновскую ж/д ветку в зеленый коридор - Москвич Mag
Илья Иванов

Московские архитекторы предлагают превратить Симоновскую ж/д ветку в зеленый коридор

4 мин. на чтение

Архитектурное бюро «Утро» предлагает создать на востоке Москвы линейный парк, или зеленый коридор, который бы шел вдоль Симоновской промышленной железнодорожной ветки. Бюро уже реализовало проект сквера «Огородная слобода» между Мясницкой и Покровкой и креативное пространство для детей и взрослых «Ателье» в «ГЭС-2».

Железнодорожная ветка, которая раньше обслуживала предприятия от станции Бойня до промзоны на берегу Москвы-реки, один из рудиментов промышленного прошлого Москвы. Эти несколько рядов железнодорожного полотна уже давно не действуют, летом зарастают травой и кустарником, а с 2000-х годов в вялотекущем режиме был начат их демонтаж. В последние годы вдоль заброшенной ветки строят жилье. Как правило, вокруг новых ЖК почти отсутствует безопасная среда для жизни и отдыха, и команда «Утра» хочет помочь интегрировать остатки промзоны в современную городскую ткань.

«Концепция родилась из нашего личного интереса и профессионального взгляда на развитие городских территорий, — объясняет свою мотивацию архитектор и одна из основательниц бюро “Утро” Алена Зайцева. — Я сама будущая жительница одного из жилых комплексов рядом с этим пространством, и меня привлек его потенциал. Сейчас это заброшка вдоль гаражей и старых железнодорожных путей, которая могла бы связать район Волгоградского проспекта с Крутицкой набережной комфортным велопешеходным зеленым коридором. Мне бы хотелось, чтобы в будущем моя дочь могла проводить там время с друзьями, ездить на велосипеде в школу, гулять с нашей собакой».

Местность, по которой пролегает маршрут планируемого зеленого коридора, довольно специфическая. До недавнего времени это был один из наименее джентрифицированных районов Москвы. Он входил в антирейтинг наименее комфортных и престижных мест для проживания в первую очередь из-за своего промышленного прошлого. Эта территория насыщена бывшими промзонами и руинами заводов советской эпохи (так называемого ржавого пояса Москвы) и индустриальных окраин рубежа XIX–XX веков. Остатки промзон, возведенных в советское время или заложенных еще до революции, окружены однотипными спальными районами. Здесь сравнительно низкий уровень городского благоустройства, высокая плотность населения и частые пробки. А до начала промышленного освоения этой территории во второй половине XIX — начале XX века по большому отрезку маршрута Симоновской ветки находились болота и пустоши.

В последние годы тут многое изменилось. В районе метро «Волгоградский проспект» было построено и строится несколько крупных ЖК: «Метрополия», Highway, «Первый Дубровский» и «На ул. Мельникова». Однако здесь нет полноценных парков — лишь дворы и редкие скверы. Магистрали разрезают район так, что пешком и на велосипеде передвигаться сложно и небезопасно. Линейный парк обеспечит связность маршрутов, сократит время в пути и частично облегчит перегруженные участки метро.

«Пока что новые ЖК появляются на месте промзон, но остаются изолированными среди магистралей и гаражей, без связи с центром, — рассказывает один из авторов проекта архитектор городской среды и транспортных систем Валерий Ларионов. — Линейный парк на месте Симоновской ветки может пробить сквозной коридор, соединить районы с набережной и центром, дать безопасные маршруты для пеших и велосипедных поездок — экологичную альтернативу машинам и метро. В будущем ось можно продолжить до МКАД, создав зеленый коридор от пригорода до центра Москвы».

Проект опирается на международную практику преобразования железнодорожных путей, потерявших свою актуальность. Это High Line в Нью-Йорке, Lafitte Greenway в Новом Орлеане, Park HaMesila в Тель-Авиве и Baana в Хельсинки. Перед началом проектирования команда бюро прошла маршрут в разные сезоны, изучила существующую местность, ее историю и сценарии, как местные жители используют территорию.

Урбанист и основатель компании по развитию качественной городской среды CM International Петр Кудрявцев уверен, что «ценность Симоновской ветки очевидна: вокруг стремительно строятся новые кварталы, появляется инфраструктура на месте утративших свою функцию производств. Необходимы связи — понятные, удобные горожанам и всем, кто заинтересован развивать, например, бизнес в этом районе. Без связанности не будет трафика, а без трафика — жизни».

Автор канала «Город для людей» Аркадий Гершман хорошо знаком с этой частью Москвы. Какое-то время он жил недалеко от метро «Пролетарская» и ходил на заброшенную Симоновскую ветку. «Планировка улиц и застройки до сих пор сохраняют промышленное прошлое этого места, — говорит он. — Связность в этой части города затруднена, крупная нарезка кварталов и трассировка ж/д линий по сей день влияют на жителей».

Гершман изучил проект бюро «Утро» и предлагает в качестве логического завершения маршрута продолжить зеленый коридор до Крутицкой набережной пешеходным мостом, который соединит его с противоположным берегом Москвы-реки, где сегодня находится множество офисов: «В таком виде парк сможет быть не только местом для отдыха жителей, но и даст хорошую велопешеходную связь до трамвая и станции метро “Волгоградский проспект”, а возможно, и до Новохохловского ж/д хаба».

Эксперты по транспорту уверены, что многие будут использовать такой зеленый коридор в качестве части своего ежедневного маршрута. Он свяжет разные, до этого изолированные друг от друга районы. Так произошло в Тель-Авиве, когда вдоль старой железной дороги Яффа — Иерусалим построили линейный городской парк HaMesila.

Архитекторы предусмотрели также места для прогулок с собаками, зоны для тихого отдыха и игр с детьми. Один из важных моментов в линейном парке — безбарьерная среда. Здесь предусмотрены пандусы, пологие уклоны и непрерывные маршруты для маломобильных граждан и колясок.

Команда проекта планирует, чтобы зеленая пешеходная магистраль на большинстве пересечений с крупными транспортными артериями не пересекалась с проезжей частью и расходилась под путепроводом Волгоградского проспекта и под Лизинским путепроводом на пересечении с 1-й Дубровской улицей. Транзит зеленого коридора через Симоновский Вал предлагают сделать по существующему регулируемому пешеходному переходу через проезжую часть.

Маршрут будущего линейного парка проходит по территории Южнопортового района (ЮВАО) и Даниловского района (ЮАО). До 1918 года это была территория Нагатинской волости пятого стана Московского уезда Московской губернии. Исторические поселения по маршруту парка — села Дубровка и Кожухово. С этими местами связано множество утраченных или частично утраченных исторических топонимов: Арбатец, Калитники, Золотой Рожок, овраг Подон, река Сара, Симонов луг, Карамзинские дачи, Лизин, или Лисьин, пруд, Медвежье озерко и Сукино болото. Зеленый коридор может подчеркнуть историческую преемственность между настоящим и прошлым.

Фото: архитектурное бюро Utro

Подписаться: