Московскую клубную жизнь хоронят ровно столько, сколько она существует.
Обычно этому предшествует закрытие очередного клуба. Или прессинг со стороны правоохранительных органов. Самый известный пример последних лет — промоутерская группа Arma17, которая на протяжении трех лет сталкивалась с планомерным запретом на проведение всех мероприятий. Сначала в Москве, затем и в Санкт-Петербурге.
Команда Arma17 реабилитировалась после открытия площадки Mutabor совместно с командой техно-клуба «Рабица» (который тоже закрылся не без активного и жесткого вмешательства силовых структур) весной 2019 года. Хотя и здесь не все спокойно: в ночь с 12 на 13 сентября на вечеринке случились маски-шоу — в клуб при полном параде ворвался СОБР. Но город так истосковался по танцам во время самоизоляции, что бывалых любителей электронной (и не только) музыки уже ничем не испугать.
Все лето в Москве, а также в радиусе 250 км вокруг нее проходили вечеринки и фестивали. Можно даже сказать, что для клубной индустрии пандемия стала настоящим ренессансом. Похороны определенно стоит отложить.
Кристина Панделе,директор по работе с клиентами креативного агентства DPG Russia: |
«Я не жила в Москве и России почти пять лет, с 2015 по 2019 год, поэтому все большие российские тусовки и фестивали того периода прошли мимо меня. Разве что посещала мероприятия, которые делала Arma17. Я много работаю и скорее предпочитаю не регулярные походы в клубы, а формат фестивалей, уехать куда-нибудь два-три раза в год — это прямо мое. Например, я бываю на Sunwaves в Румынии, там вообще очень развита клубная и фестивальная тусовка; была в Будапеште на Sziget.
Это лето я, как и многие, провела в Москве. Еще в прошлом году от друзей я узнала о фестивале Signal, который проходит в Никола-Ленивце. Анонсирование было шумным, я загадала себе, что обязательно поеду. Правда, из-за работы вылетела из информационного поля, полностью забыла и собралась в последний момент.
И в итоге я была в полном восторге. Первое, что мне безумно понравилось — атмосфера абсолютной свободы. Ты не чувствуешь ограничений, давления толпы организаторов. Ни на одном фестивале в мире я не могла избежать чувства стресса из-за бегающих вокруг организаторов и огромного количества секьюрити, которые охраняли бэкстейджи и сцены. Я тоже иногда занимаюсь организацией мероприятий и понимаю, как сложно сделать этот процесс невидимым. У ребят из Signal все получилось отлично: заранее проведенные монтажи, органичное урегулирование потоков людей посредством декораций и навигации, отсутствие кучи волонтеров и охраны. Это очень круто, ощущение, будто ты приехал к себе на дачу и просто отдыхаешь.
Signal 2020
Второе, что я сразу отметила — доброе хиппи-комьюнити, где каждый помогает другому. Всеобъемлющая атмосфера любви, дружбы и добра. Полное доверие. Не было мыслей, что нужно закрыть палатку или что-то спрятать. Это напоминало такой детский лагерь. Я даже запостила stories с фразой “Лагерь Signal Live”.
У меня не было тревоги на фоне пандемии. И я не заметила ни одного человека, у которого она бы присутствовала. Кульминацией стало выступление Дельфина с его проектом “Механический пес”. Мы с друзьями стояли наверху, возле сцены, и когда мы увидели, сколько людей пришло буквально через пять минут после начала выступления, навскидку там было 5–6 тысяч человек, то, конечно, на лицах у всех появились улыбки. Все соскучились по большим и шумным мероприятиям.
Точно могу сказать, что Signal не уступает международным фестивалям. Там часто бывают провалы в организации и атмосфере: например, несколько сцен с кардинально разными музыкальными жанрами собирают вокруг себя много разношерстных людей. На Signal была очень органичная тусовка, все были примерно на одной волне и одного возраста, не было очень молодых людей.
Единственное, чего в этом году недоставало Signal — международного лайнапа. Я уверена, что, если бы были открыты границы, привезли бы классных диджеев со всего мира и подтянули международную тусовку. И это единственное, что отсутствовало в этом году на этом фестивале. Это не минус, это данность».
Денис Лагутин,спортивный маркетолог: |
«Я довольно поздно пришел к клубно-танцевальной истории, лет в 28–29. С тех пор я достаточно активно посещаю разные мероприятия, мои любимчики в России — Roots United (петербургский коллектив музыкантов, диджеев, промоутеров и художников, организаторы фестиваля Present Perfect. — “Москвич Mag”). Я регулярно езжу на их вечеринки. На европейские фестивали тоже езжу, но не чаще раза в год.
Если сравнивать российские и зарубежные тусовки, то Европа более апокалиптичная, если мы говорим про электронную музыку, а Россия более парадная. В России люди хотят классно выглядеть, нравиться друг другу, хорошо проводить время. А вот на рейвах в Европе мне иногда даже бывает страшно, потому что они тусуются как в последний раз.
Огонек 2020
Русский рейв начали хоронить еще в 2018 году. И когда сначала закрылся “Плутон”, затем разогнали “Рабицу”, действительно было ощущение, что что-то идет не так. Но когда клубная жизнь возобновилась после карантина, у меня не осталось никаких упаднических настроений на этот счет. В Москве все отлично с вечеринками, а если чего-то не хватает, то рядом всегда есть Питер».
Даниил Наринский,архитектор: |
«Еще весной организаторы фестиваля Signal объявили арт-колл проектов, которые будут представлены в художественной программе. Я собрал компанию друзей, и мы подали около десяти заявок. В итоге выиграло два проекта — “Она выпускает пар” Валентина Филиппова и “Троп” Дениса Гаврилина.
Концепт сбора друзей заключался в том, что если кто-то выигрывает, то реализовывать проект мы поедем все вместе, так как в Никола-Ленивце это делать достаточно тяжело. Суть в том, что Signal выдавал грант только на материалы, а не на саму работу. Подразумевается, что ты воплощаешь проекты на собственные ресурсы. В принципе, сумма гранта — 400 тысяч максимум — такова, что тебе в любом случае придется строить самому, вся логистика будет на тебе. И ты уже выступаешь не в роли архитектора, когда выдаешь инструкции с чертежами на стройку и следишь за реализацией, а в роли застройщика.
«Она выпускает пар» Валентина Филиппова
Проект Валентина представляет собой землю, выпускающую гейзеры пара. Инсталляция подразумевала принципиальное изменение ландшафта и выступала в категории “эко” как некая метафора уставшей земли, которая злится и выпускает пар. Я ввожу такие трактовки, так как они присутствовали в обсуждениях, думаю, у Валентина как у художника будет своя, но обычно он говорит: “Интерпретируйте”.
“Троп” Денис Гаврилина — натянутый тент, который, по сути, создает путь. Мы проложили в чистом поле сложный маршрут, по которому ходили люди.
Еще была абсолютно невероятная и чудесная инсталляция “Кострище” моих друзей Лизы Трудовой, Вари Долгой и Всеволода Бабичука. Изначально я звал их работать вместе, но они захотели делать сами. “Кострище” — это прямоугольное здание, стены которого сварены из арматуры, оно заполняется дровами, в центре — огонь, и здание этими дровами топится. Получается, ты жжешь стены, чтобы получить тепло.
Я часто бываю в клубных местах Москвы, например в Mutabor или в “Рабице”, на “Арме”, когда они еще были. Но вот на фестивали вне города наподобие Signal никогда не ездил, потому что все-таки мой главный интерес — архитектура, а не музыка. Но Signal стал отличной площадкой для реализации наших идей.
Это прекрасный фестиваль, единственное, я, может, не совсем объективен, потому что мы жили в другом режиме. Работали и строили по световому дню, а основная программа Signal происходит ночью, но в целом мне эта музыка симпатична».
Павел Пепперштейн,художник: |
«Я выбираю вечеринки по принципу случайности и по тому, куда меня зовут друзья. Никаких критериев нет. Московские тусовки хороши тем, что они московские, это что-то родное. А минусы как бы всегда предполагаются где-то рядом с плюсами.
Последнее время я проводил на Николиной Горе, посещал вечеринки в баре “Дип”, есть такое замечательное место, там сейчас все. В связи с пандемией тусовки на какое-то время сократились, но видно, что люди очень соскучились по вечеринкам, поэтому они все-таки происходят».
Кирилл Борисов,диджей и музыкант: |
«Любое разнообразие приводит к упадку. Электронная сцена это правило прекрасно понимает и всегда берет его в расчет. Под упадком я подразумеваю, что различные вечеринки перешагивают из формата андерграунда в формат мейнстрима. При этом мероприятия и музыка, которые интересны определенному узкому кругу лиц, шифруются довольно круто. На них попадает очень мало случайных людей, потому что подобные тусовки правильно позиционируют себя, гости, которые в каком-то смысле могут испортить имидж мероприятия, просто не всегда знают о его проведении. Они не могут прочитать о нем где угодно, купить билет и прийти в каком угодно виде.
Огонек 2020
Но массовые мероприятия не менее впечатляющие. Этим летом я побывал на Signal — идеальное сочетание места и времени. Теперь сложно представить Никола-Ленивец без Signal. Лучшая коллаборация из тех, что я видел. Кроме того, техническое обеспечение, инфраструктура, любая локация показывали, как организаторы горят фестивалем и сколько сил в него вложено.
Я точно могу сказать, что в России я не видел фестиваля подобного уровня. Раньше лавры были у AFP (Alfa Future People Festival — фестиваль электронной музыки, который проводится недалеко от Нижнего Новгорода. — “Москвич Mag”), но Signal их уверенно перехватил, по словам моих друзей, еще в том году».
Лена Кудина,организатор вечеринок: |
«Я посещаю различные тусовки и фестивали с 1995 года. Все началось с понимания: есть вечеринки, после которых чувствуешь вдохновение, а есть вечеринки, после которых чувствуешь опустошение. И, конечно, я решила, что хочу бывать на мероприятиях, которые дают мне духовный подъем. Сначала я их просто посещала, а потом начала делать сама.
Музыка — это то, что соединяет нас на той или иной частоте в один момент, поэтому я уделяю ей большое внимание. И так как я очень хорошо знаю музыкальный рынок, то понимаю, вот этот диджей будет играть на уровне третьей или, что еще лучше, четвертой чакры, а вот этот — на уровне первой. Первая и вторая чакры мне не очень интересны, особенно я люблю четвертую и пятую.
Signal 2020
Чакры различаются по частоте. Существует первая частота — борьба за выживание, вторая — удовольствие, третья — самоутверждение, четвертая — безусловная любовь. Эту музыку можно только прочувствовать. Однажды ее услышать, чтобы точно знать, на какой частоте специализируется музыкант.
В Москве закрылось много клубов и мест, но, несмотря на это, стало много фестивалей: Midsummer Night’s Dream, Urban Dreams, “Огонек”, Signal, AfterHalloween. Просто сплошные фестивали! Плюс существующие комьюнити привозят очень классных музыкантов.
Я считаю, что в Москве все очень круто в плане музыки. А во время карантина стало еще круче. Такое ощущение, что Москва — музыкальная столица. Только у нас что-то происходит, потому в других странах все запрещено. На Ибице штраф за вечеринку, если ты организатор, вроде бы от тысячи до семи тысяч евро. Там даже дома люди боятся музыку включать».
Фото: Валентин Филиппов, Vasiliy Kolomiec, Dmitry Chuntul, Егор Берладин, Глеб Иванцов