«Москвич за МКАДом»: в Краснодар за теплом, лучшим парком юга России и казачьим китчем
Если хочется тепла, то это сразу в Краснодар. Всего за 1 час 45 минут из любого московского аэропорта самолет домчит вас в аэропорт им. Екатерины II, к которой здесь относятся с большим почтением. Хотя есть и староверы, которые по-олдскульному любят сутки ехать в поезде с пирожками на станциях и разговорами с попутчиком.
Летом в городе царит настоящее пекло. Самые комфортные месяцы для прогулок — апрель, май, сентябрь и октябрь. «Как здесь все-таки жарко», — первое, что вы скажете.
Прямо с самолета колесо истории махом перенесет вас в застойные 1990-е, но и хипстерам будет где выпить свой лавандовый раф с арбузным смузи. На выходе из аэропорта приехавшего сразу встречают колоритные таксисты-зазывалы: «Анапа! “Яндекс-такси”! Девушка, такси не нужно? Да не смотрите вы в телефон! Джубга, “Яндекс”, домчим с комфортом!»
Можно выбрать и старый троллейбус с кондуктором. За полтора часа и 30 рублей он доплетется в центр города. Такси, конечно, удобнее. Если это не час пик и не идет дождь (цены взлетают в несколько раз), 350 рублей и полчаса решат всю логистику. По московским меркам, как несколько станций метро проехать.
Краснодар в принципе довольно удобен для передвижения на такси. На поездки по центру города цены варьируются в диапазоне 100–200 рублей (если нет дождя). Дождь здесь стихийное бедствие, которое сразу блокирует работу всего общественного транспорта.
Город Краснодар (бывший Екатеринодар) был основан в 1793 году Екатериной II. Скрепы, духовность, казаки и церкви — наивысшие городские ценности. Если в 1856 году, по данным «Википедии», в городе насчитывалось 8900 жителей, то на сегодняшний день, по неофициальным данным, население приближается к полутора миллионам.
В советское время население Краснодара, согласно официальной статистике, никогда не переходило границу 1 млн жителей, поэтому в городе так и не построили метро. Пробки и неработающие ливневки — главные городские проблемы. Местные чиновники ежегодно вбрасывают в сеть проект канатного метро , но все остается на уровне их фантазий. Пока по городу носятся безумные, плохо регулируемые маршрутки, как будто только выехавшие из ближайших адыгейских аулов (где, как шутят местные жители, только пять лет назад установили светофоры), этот фуникулер кажется таким же нереальным, как и завод SpaceX на кубанской земле.
Весь центр города — это один большой одноэтажный Краснодар. Частный сектор дорогой для вторичного рынка жилья, но очень бедный с точки зрения ремонта и капитального содержания, и никакие застройщики не в силах его потеснить. Типичная краснодарская картина: посреди раскинувшегося частного сектора в центре вырастает одинокий многоэтажный дом, и все жители 12 этажей ежедневно наблюдают под окнами настоящую сельскую жизнь: как старуха выходит в уличный туалет по утрам, как люди кормят домашних животных или жарят шашлыки на выходных. Как сказал один краснодарец, живущий в центре: «Никогда они меня не выселят, буду топтать свою землю, сколько захочу».
В частном секторе в старых, хоть и заброшенных невниманием домах есть свои прелести. Ажурные балконы, неожиданно затерявшиеся в буйной листве купола, старинные двери, почтовые ящики, кованые и каменные ступеньки, дверные ручки, ставни. Жителю большого города все это кажется удивительно кукольным и атмосферным.
Частный сектор с туалетами на улице, плохими трубами, газовыми обогревающими горелками и хаотичным самостроем — суть и соль этого города. И если абстрагироваться от общей атмосферы неухоженности и равнодушия хозяев, можно поймать летучее чувство прикосновения к настоящей истории. На некоторых домах остались надписи года постройки: «1901», «1912», но никаких табличек об особой ценности, памятнике или охране государством не найти. Все медленно, как Венеция, уходит под убывающий культурный слой.
По краю города течет река Кубань, горная, шумная и неприспособленная для купания. По ней плавают кораблики, на которых, как и положено в настоящем прошлом, звучит советская музыка 30-летней давности. Пейзаж с воды скромный и непритязательный. Большинство выходов домов к воде не благоустроены и запущены, хотя сами дома выглядят довольно благополучно: все-таки выход к воде могут себе позволить люди состоятельные. Стартуют кораблики с облагороженной Кубанонабережной, которая является одной из прогулочных артерий города. Для полноценной прогулки там не хватает кафе и тени, зато можно посмотреть на модный многоэтажный жилой комплекс с самой дорогой в городе недвижимостью. Говорят, все футболисты ФК «Краснодар» живут именно там.
Краснодар — город бедной социальной инфраструктуры, но одновременно и очень богатых людей. Что привело к стремительному, несмотря на кризисы и пандемию, росту и расцвету общепита. Есть на Кубани любят. Кофейни и рестораны буквально заполнили весь город. Кроме сетевых заведений можно встретить массу креативных, модных, винтажных кофеен, дизайн которых вполне в состоянии удивить искушенного посетителя. Сразу видно, что на интерьере здесь не экономят. Часто это никак не связано с сервисом и вкусом, но зайти выпить кофе гораздо приятнее, когда вокруг тебя красиво. Заведения соревнуются между собой в сезонных меню, смузи, милкшейках и разнообразных кофейных картах. Вечером многие из них предлагают скидки на выпечку. А если хочется настоящего русского казачьего китча — он, конечно же, тут тоже есть. О местном общепите и городских мероприятиях регулярно и подробно рассказывает проект «Краснодарская Щука» @krd_pike, гости города вполне могут ориентироваться на эти обзоры.
Общепит — лучшее краснодарское достижение. Вы не встретите здесь привычный для москвича культпросвет (например, лекции о черных дырах или работе мозга от Аси Казанцевой, которая последний раз была в Краснодаре четыре года назад), местный театр тоже может не оправдать надежд, но на кофе, коктейли и вкусную еду точно можно рассчитывать.
В Краснодаре есть две основные достопримечательности. Первая — центральная улица Красная, которую многие десятилетия исторически делают пешеходной на выходные и государственные праздники. Несколько километров пространства для прогулок, заполненного уличными музыкантами (диско 1980-х), художниками, контактными зоопарками, раскрашенными мимами и активностями в духе «попади мячом в бутылку». Курортная набережная, только без моря. Шумно, балаганно, беспорядочно, однако люди годами выходят на эту улицу других посмотреть и себя показать.
Ровно в 12 часов дня каждое воскресенье на радость туристам по Красной гордо проезжает конный казачий отряд — такой местный карнавал, только без музыки. Казаки и попы — неотъемлемая часть местной культуры. Они присутствуют на всех городских мероприятиях, от памятных дней до торжественных школьных линеек.
Но Краснодар, несмотря на масштабную застройку окраин за пределами условного Третьего транспортного кольца и пробки, по-прежнему одна большая станица. Городом он стал, по моему скромному мнению, только при Сергее Галицком, который при желании легко мог бы занять пост мэра за один день. Всеобщий любимец и неравнодушный горожанин, вначале он построил империю компании «Магнит», поселив свой магазин в каждый квартал и снабдив сопутствующими аптечными и косметическими проектами. Эта компания была и остается единственным серьезным работодателем в городе. Но после странной истории то ли отжатия, то ли добровольной отдачи бизнеса (на прощальной речи с сотрудниками он плакал прямо как Месси при уходе из «Барсы») Галицкий направил все свои силы на футбольный клуб и стадион «Краснодар». Он также строит бесплатные футбольные манежи для детей в городе и крае (Академия ФК «Краснодар») и занимается реконструкцией многолетнего муниципального долгостроя, кинотеатра «Аврора» — настоящей визитной карточки города.
Парк, построенный вокруг стадиона «Краснодар» — лучшее городское пространство на всем юге России. В несколько раз меньше парка «Царицыно», но во много раз прекраснее «Зарядья». Каждый метр пространства заполнен смыслом, продуманной ландшафтной красотой и очаровательной системой освещения. Лучшие фото — виды сверху. Сам Галицкий часто передвигается по городу на вертолете, но виды, говорят, заказывали чуть ли не для первых лиц страны, пролетающих над Краснодаром по пути на юг. Впечатление могут испортить только недружелюбные охранники, которых не перевоспитать, но в остальном парк абсолютно прекрасен. Лежать, читать, есть клубнику, устраивать фотосессии можно в любое время дня, но лучше всего делать это ранним утром. Во-первых, еще довольно пустынно, во-вторых, в молодом парке растут такие же молодые деревья, и жарким краснодарским летом в нем буквально нет тени. А южное солнце — испытание для стойких.
Для сравнения можно посетить несколько других городских парков, если захочется оказаться в прошлом, где трава, как помнится, была зеленее. С полным набором заброшенных аттракционов, старинным колесом обозрения, уродливыми тематическими гномиками на аллеях, сахарной ватой и танцами коллективов 70+.
Как в любом общественном организме, здесь вырастают очаровательные местные проекты — микробизнесы, существующие не столько ради денег, сколько благодаря энергии и вдохновению их собственников. Так, например, в проекте @vaflivafli можно съесть вкуснейшие блюда из бельгийских вафель, в книжном магазине «Чарли» @charlie_krd — купить книги современных писателей, в сети вкуснейших столовых «Петрушка» @petrushka_krd (очень похожих на корпоративную столовую «Лаборатории Касперского») — съесть по вечерней скидке потрясающую окрошку за 40 рублей, в кофейне «Серфкофе» @surfcoffee.krd — послушать лекции об искусстве, в старинном баре «Дранки бар» @mr_drunkebur — посмотреть футбол, в проекте «Все зеленое» @vse_zelenoe — купить домашние растения или сходить на экскурсию с проектом-гидом-человеком Андреем Ступаченко. Рассказывает увлекательно, выглядит колоритно, стоит недешево.
Сами краснодарцы считают свой город третьей Москвой и очень им гордятся. Как говорится в известной поговорке, «если есть на свете рай — это Краснодарский край».
Фото: shutterstock.com