Москвички помешались на осознанном потреблении
Девушки в белом пальто Stella McCartney или на худой конец в экологичной линейке H&M, с железной трубочкой наперевес и хлопковой авоськой на плече научат вас любить мать-природу.
Экологию и осознанное потребление по популярности в ленте фейсбука способны побить лишь протестные движения, а в общественных пространствах все чаще можно наткнуться на борца за чистоту природы. Полиция этичности не дремлет: «А ваши бумажные стаканчики разлагаются?», «А ты знала, что глиттер не перерабатывается?», «Что, трубочка? С ума сошла?! Не видела ролик с черепашкой, у которой трубочка застряла в носу?». И вот ты уже смотришь, как мучается бедное пресмыкающееся.
Любимое место креативного и не очень класса на Патриарших — Nude Coffe & Wine bar давно закупили изящные железные трубочки. «По собственной инициативе, — ответила официантка. — И мусор тоже сортируем. Все, мне некогда, извините». А вот кофейная сеть «Даблби» не поспевает за трендом. Креативный консультант Nike Саша Боярская не хотела «холодный кофе» из бумажного стаканчика, и для девушки еле отыскали стеклянный. Прецедент есть, ждем продолжения.
Брать или не брать пакет на кассе? Сдать надоевшее платье на переработку или выбросить в мусорку? Вот в чем вопрос. И вот, распихав покупки по органическим авоськам, отвезя вещи в Charity Shop и сказав твердое «нет» трубочке на барной стойке, ты мысленно поглаживаешь себя — все сделано как надо. А рассказав о проделанном в инстаграме, соберешь еще сотню-другую социальных поглаживаний. «Экотренд превратился в набирание очков “модным кругом” — людьми, выстраивающими свое медийное поле. Сегодня быть осознанным и экологичным — один из самых простых способов быть “хорошим”», — замечает Наталия Архангельская, «третий админ» телеграм-канала «Антиглянец».
Интересно, что все мои увлеченные экологией друзья и знакомые — люди, мягко говоря, не бедные. Как минимум могут причислять себя к среднему классу: для такого счастья в Москве достаточно получать от 121 тыс. рублей ежемесячно. Подруга, успешный байер в спортивном гиганте, делает своп — мероприятие, куда друзья и друзья друзей приносят надоевшие вещи и бесплатно ими обмениваются. Свопов в Москве проходит по три штуки на неделе: одежный, художественный, книжный и даже своп домашних растений. Вход бесплатный и нет. На платных вырученные средства обещают отправлять на благие нужды — тушение Сибири (без нас не потушат) или в собачий приют. Почему девушки, имеющие возможность одеваться в миддл-сегменте, что вполне отвечает требованиям осознанного потребления (платье из условного Sandro прослужит вам добрые три года), идут обмениваться ношеными вещами? «За удовольствия и развлечения надо платить, тогда как одежду на свопе ты получаешь бесплатно. Деньги предпочитаю тратить на гастрономию, встречи с друзьями или поездки», — говорит подруга-байер.
«Это неплохо, — считает Ксения Тарасова, придумавшая стартап натуральных пищевых красителей ColorEat и уехавшая в Барселону изучать устойчивое развитие в бизнесе. — Модники и знаменитости подтягивают к осознанному потреблению большинство, а нам нравится то, что нравится большинству. Шутка, но я думаю, что лучшей рекламой осознанного потребления стал бы аккаунт, где красавицы в купальниках рассказывают о пластике в океане». Пошутили, а на следующий день в «Антиглянце» увидела ссылку на бренд пляжной одежды Bondi. Все как по нотам — загорелые тела в бикини и посты «скажи “да” повторному использованию». Секс продает.
Почему молодые женщины оказались больше остальных категорий населения подвержены моде на осознанное потребление? Наверное, по той же причине, по какой они больше других готовы следовать моде вообще. Портрет в инстаграме выглядит менее пустым, если сопровождается серьезной миссией.
«Все по-своему правы и все здорово, пока не превращается в агрессивные нападки, — говорит Архангельская. — Ты не можешь быть абсолютно правильным. Лена Перминова, борец с пластиковыми трубочками в салоне Buro Beauty, не смущается перелетов на частном самолете. Я искренне верю, что можно делать круто и тихо. Шеймингом никогда не добьешься ничего хорошего».
Так что бороться за экологию и следовать принципу less is more — благое дело, пока вы не навязываете его соседу. Кричать на кассиршу в магазине, которая предлагает вам полиэтиленовый пакет, и обвинять ее в убийстве китов странно, а ведь самые фанатичные приверженцы осознанного потребления доходят и до этого. У кассирши это предложение входит в список служебных обязанностей. «Начни с себя» — безотказный принцип, работающий и в мире сортировки мусора.