Редакция Москвич Mag

Может ли умная простота сделать нас счастливее?

6 мин. на чтение

В последние годы минимализм стремится к пику своей популярности. Люди делятся снимками лаконичных нарядов, а также свободных и светлых помещений, не обремененных деталями. В информационной и визуальной перенасыщенности современного мира становится очевидной тяга людей к незамысловатости и ясности, к пониманию простоты.

Способны ли простота и ясность сделать людей счастливее? Ответить на этот вопрос пытаются лучшие исследователи по всему миру: в Дании работает Институт по изучению счастья, в ОАЭ и Бутане действуют собственные министерства счастья, а в московской Высшей школе экономики задачей повышения уровня счастья занимается научно-учебная лаборатория позитивной психологии и качества жизни.

При этом страны, известные своей приверженностью к минимализму в помещениях — Финляндия, Швейцария, Норвегия, Швеция, неизменно оказываются на первых строчках рейтингов самых счастливых стран в мире. Почему так получается и при чем тут простота в привычках и отношении к жизни? Рассказываем, что представляет из себя интеллектуальная простота, какое отражение она находит в архитектуре и дизайне и способна ли простота сделать людей счастливее.

Чем вызвано стремление к минимализму

Несмотря на интуитивное понимание «простого», объяснить это затруднительно. Под «простым» мы зачастую понимаем нечто ясное, бесхитростное, незамысловатое и несложное. При этом определение простоты как эстетической ценности литературовед, культуролог и семиотик Юрий Лотман связывает с «отказом от украшенности»: «Ощущение простоты искусства возможно лишь на фоне искусства «украшенного», память о котором присутствует в сознании зрителя-слушателя». Иными словами, заметить и оценить простоту возможно лишь в сравнении с чем-то намеренно усложненным и детализированным.

Примечательно, что в этом сравнении простота обычно выигрывает, на что обратил внимание российский архитектор и художник Евгений Асс. Он пишет: «За простотой кроются преимущественно положительные коннотации, в то время как за сложностью отрицательные. Простота — скромность — ясность — цельность — бесхитростность — естественность — искренность. Сложность — непонятность — запутанность — неопределенность — неразрешимость».

Подобный ассоциативный ряд применим к совершенно разным сферам жизни. Ясность приобретает принципиальное значение в построении рабочего или образовательного процесса. Искренность выступает одним из важнейших элементов фундамента здоровых и доверительных отношений.

Культ бытовой и духовной оптимизации нашел отражение в минимализме как философии жизни, последователи которой стремятся к отказу от избыточного потребления. Как поясняет ритейл-аналитик Дебора Вайнсвиг в заметке Forbes, посвященной популярности минимализма как образа мыслей у миллениалов, движение вдохновляет людей кардинально менять свою жизнь, ограничивая размер гардероба и отказываясь от лишнего имущества.

Согласно результатам исследования компании The Harris Poll, 78% миллениалов предпочтут «заплатить за опыт, нежели чем за материальные блага» — наши современники в возрасте от 18 до 34 лет ценят впечатления значительно выше, чем возможность обладания большим количеством вещей.

Авторы статьи научного журнала Journal of Positive Psychology приходят к выводу, что минимализм как альтернатива образу жизни с высоким потреблением помогает людям уделять внимание своим истинным ценностям. Большинство исследований на эту тему выявили  связь между «добровольной простотой» и психологическим благополучием.

Простота в прошлом и настоящем

Минимализм можно встретить практически в любой сфере. Например, в дизайне бытовых предметов: он особенно заметен в лаконичных белых смартфонах, умных весах и строгих смарт-часах. Никаких украшательств, только функционал и ничего лишнего.

В изобразительном искусстве одним из первопроходцев минимализма стал французский художник-новатор Ив Кляйн. Он получил широкую известность благодаря своим монохромным полотнам, а также выставке Le Vide в парижской Iris Clert Gallery в 1958 году. Посетители были крайне удивлены, когда поняли, что выставка представляет собой пустое пространство — художник вынес из помещения все предметы за исключением одного шкафа и окрасил все поверхности белым.

Ив Кляйн во время своей выставки «Proposte monocrome, Epoca Blu», 1957. Yves Klein Archives

Примерно в это же время в Нью-Йорке возникло художественное течение минимал-арт. Его представители посвятили свое творчество отказу от всякого символизма и метафоричности, восхвалению упрощенной сути и формы предметов.

Десятилетием позже интеллектуальная простота появилась в музыке: несколько немецких композиторов придерживались стилистической тенденции к упрощению. Именно в стиле минимализма написано одно из самых знаменитых музыкальных произведений в истории человечества — «4’33”» Джона Кейджа. В течение всех 4 минут и 33 секунд музыканты на сцене не извлекают ни одного звука из своих инструментов.

Яркие примеры минимализма в архитектуре появились еще раньше, в первой половине ХХ века. Одним из людей, предопределивших облик домов и городов на годы вперед, стал немецкий архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ. Приверженец рациональности, он создавал универсальные пространства из бетона и стекла, наполненные естественным светом. В поисках простоты Мис ван дер Роэ сформулировал известный манифест минимализма в дизайне в короткой фразе «Less is more», то есть «меньше значит больше».

В работах мастера свободная планировка, функциональная значимость каждого элемента и акцент на технологичность не вступали в противоречие с эстетической составляющей. Пример тому — знаменитый павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне 1929 года, в котором простые прямые линии и геометрические формы сочетались с роскошной отделкой из мрамора и оникса.

Павильон Веймарской республики на Всемирной выставке в Барселоне по проекту Людвига Мис ван дер Роэ

Основы, заложенные мастерами ХХ века, находят отклик в современных представлениях о простоте и минимализме. Гармония, точные пропорции, акцент на функциональности и содержании — призыв к такой архитектурной «искренности» встречается в зданиях по всему миру.

При этом создавать простое — сложная задача, требующая высочайшего уровня мастерства. Минимализм не допускает неточностей, не позволяет скрыть недочеты за орнаментами и узорами. Этот закон точно пояснил культовый модельер Валентино Гаравани на показе монохромной белой коллекции Valentino haute couture в Нью-Йорке в 2014 году (и вспоминая свою легендарную белую коллекцию 1968 года): «Белый — если сделать что-то не так, если он не идеален, это станет катастрофой».

Сегодня простая архитектура часто ассоциируется с философией японского и скандинавского стилей. В них смыслообразующее значение имеют пустота, естественность и связь с природой. Смысловое сходство двух стилей отмечает автор блога дизайнерского маркетплейса Creative Market Марк Шенкер. Среди основных черт минималистичной архитектуры и дизайна он выделяет использование необходимого минимума элементов, увеличение открытых и свободных пространств, нейтральные цвета и поиск вдохновения в природе.

Примеры востребованности интеллектуальной простоты можно найти в Москве. Например, все перечисленные элементы нашли отражение в архитектуре жилого комплекса Først, растущего на Симоновской набережной в непосредственной близости к Москве-реке. Спокойная цветовая гамма, лаконичность фасада, вдохновленного сдержанными северными пейзажами, простота и функциональность помещений — монументальный проект создает атмосферу уединенного острова, сохраняя при этом доступ к самому эпицентру активной жизни столицы.

Нордическая внешность, навеянная красотой утесов норвежских фьордов, дополняется скандинавской рациональностью: планировками квартир без лишних деталей, с большими лоджиями и террасами, а также развитой инфраструктурой комплекса с собственными кафе, супермаркетом и фитнес-центром. Оставаться в ритме городской жизни, но, возвращаясь домой, находить место силы для замедления — именно такие ценности проповедуют авторы проекта ЖК Først.

Как интеллектуальная простота влияет на счастье

Современный человек проводит внутри зданий около 90% своего времени. Из-за этого особое значение приобретает вопрос, влияют ли архитектурные и дизайнерские решения на настроение и поведение людей. Профессор психологии окружающей среды Ирвинг Вайнер нашел ответ.

«Некоторые элементы окружения мы можем увидеть или потрогать — например, наблюдать эстетику пространства или прикоснуться к мягкому эргономичному креслу, — считает Вайнер. — Некоторые элементы невозможно увидеть или потрогать, однако они напрямую влияют на наше поведение и настроение».

Неочевидные на первый взгляд принципы интеллектуальной простоты, отраженные в архитектуре жилого комплекса Først, могут оказать позитивное влияние на психику и поведение людей. Так, пребывание в свободных пространствах, где отсутствует захламленность, могут сократить тревогу, стресс и чувство подавленности, которые часто вызваны окружающим беспорядком. Об этом пишет доктор психологии и автор книг Шерри Бург Картер. Неудивительно, что создатели ЖК Først уделили особое внимание функциональной простоте помещений, где каждая вещь находит свое место.

Еще одна позитивная особенность стиля интеллектуальной простоты — близость к природе. Согласно исследованию британских ученых, даже 120 минут в неделю, проведенные на природе, могут оказать позитивное влияние на физическое здоровье и эмоциональное благополучие. Именно поэтому «зеленому миру» в комплексе Først отводится 6 000 квадратных метров. Территория придомового сада разбита на восемь флористических зон с лужайками и красочными цветочными островками. На одной из них создадут парк с редким северным ландшафтом. Для воссоздания природы севера и атмосферы арктической флоры дизайнеры использовали не только растения, но и фактурные материалы. Канадскую иргу, горную сосну и приречный клен дополнят необработанные каменные поверхности, природные валуны и тропы оттенят шапками гортензий и резными листьями папоротников. Словно зеленые островки прорастают во дворе жилого квартала сквозь сеть пешеходных дорожек.

Не подвергается спорам, что представления о счастье сугубо индивидуальны. Для одних оно кроется в великих свершениях, для других — в самых простых человеческих ценностях, таких как защищенность и близость родных людей. Но и для тех, и для других очевидно: существовать в безумном темпе и переизбытке информации современного мира и оставаться здоровым сложно. В этой связи отказ от ненужных деталей помогает освободить место для важного — внутренней гармонии и осознанности.

Насладиться созерцанием совсем скоро смогут обладатели квартир в жилом комплексе Først, который не подчиняется привычному ускоренному течению времени столицы. Жизнь здесь замедляется, наполняется содержанием и спокойной самодостаточностью.

Фото: пресс-служба ЖК Først, commons.wikimedia.org, Yves Klein Archives

Подписаться: