Для тех, кто следит за работой благотворительных фондов и помогает им, не секрет, что многие из них выпускают собственную продукцию: одежду, сувениры, причудливую керамику. И это больше, чем просто мерч. Создание вещей со смыслом обеспечивает подопечных фондов работой, а самим НКО позволяет получить дополнительные средства, чтобы функционировать. Кроме того, мерч — это еще и возможность рассказать о благотворительности и тех, кому нужна помощь.
Сегодня к этому диалогу подключаются все больше и больше людей. Бренды выпускают коллаборации с фондами, а маркетплейсы предлагают многочисленные благотворительные товары. Так, у Ozon есть благотворительная программа Ozon Забота. С ее помощью продали уже больше 43 тыс. товаров НКО на общую сумму 19 млн руб.
О том, как фонды создают свою продукцию, чем вдохновляются и с кем вступают в коллаборации, мы поговорили с представителями российских НКО.
Благотворительные фонды, как и любая другая некоммерческая организация, могут заниматься предпринимательством. А значит — выпускать мерч. Есть только одно условие — прибыль должна идти на содержание фонда или на поддержку его подопечных.
Кто-то может задаться вопросом, зачем благотворительным фондам тратить время и средства на выпуск товаров. Ответ простой: мерч позволяет рассказать про саму организацию и то, кому она помогает, повысить ее узнаваемость, привлечь новых сторонников. И, конечно, заработать. Ведь те, кто готов взаимодействовать с благотворительными фондами и помогать им, действуют по-разному. Кто-то подписывается на регулярные пожертвования, кто-то волонтерит, а кто-то покупает вещи со смыслом — себе или в подарок.
О небольших вещах с большими идеями рассказывают представители российских фондов.
Футболки и шоперы от фонда «Антон тут рядом»
Благотворительный фонд «Антон тут рядом» с 2013 года занимается системной поддержкой людей с аутизмом. И уже не один год выпускает мерч и коллаборации с другими брендами, например, с образовательным проектом «Страдариум» и даже с маркой мебели «Диван.ру».
«Совместные проекты очень разные! — признается PR-директор фонда Лада Ефимова. — Каждый раз — новый челлендж. Иногда мы занимаемся разработкой креативов: рисунков, графики, леттерингов. Иногда подключаемся как производство — можем выполнить заказ или придумать целую коллекцию. Иногда делимся экспертизой и консультируем на тему аутизма или инклюзивных практик. Бывают случаи, когда фонд берет на себя и идею проекта, и ее реализацию. Вариантов очень много! Кажется, бизнес все чаще стал воспринимать коллег из НКО как равных участников в обсуждении возможного партнерства. Это большая ответственность, но и большая радость — в открытой коммуникации рождаются классные идеи, новые форматы и продукты, которые становятся опорными точками на пути социальных перемен».
На вопрос, в чем секрет успешного мерча, в фонде признаются, что секретов у них нет, зато есть 13 инклюзивных мастерских. «Они — основной двигатель и сердце наших креативных проектов и коллабораций. Иллюстрации, тексты и истории авторов с аутизмом не просто несут в себе социальные идеи. Это яркие и крутые работы, благодаря которым брендам становится интересно работать с фондом. Язык сотворчества — наш способ говорить про инклюзию, аутизм и принципы принятия и поддержки в обществе. Но есть и еще несколько важных деталей в успешной коллаборации — хардкоры, антонтутрядочнсть и разрушение послушнизмов», — рассказывает Лада Ефимова.
Мерч от «Антон тут рядом» — очень разный. Вот желтый деревянный поднос, а вот красная керамическая пиала ручной работы. На Ozon товары фонда тоже представлены. Например, фирменные футболки и шоперы с надписями, авторы которых — студенты фонда. «Незнакомцы — это незнакомые друзья», «Всем позорного вечера!», «Каждый всегда имеет право быть похожим на себя», «Ты красавчик, потому что ты старался» — эти и многие другие ставшие известными фразы написаны рукой художника с аутизмом Сергея Тиснека.
Пингвин Саша и «мятая» керамика от «Простых вещей»
«Простые вещи» — инклюзивные мастерские, где все равны и занимаются интересным делом. Всего мастерских восемь — керамическая, столярная, швейная, графическая, кулинарная, цветочная, косметическая и арт-студия. И в каждой из них работают люди с ментальными особенностями.
«Мастерские “Простые вещи” — это небольшое производство, где люди с ментальными особенностями вместе с профессиональными художниками, керамистами, столярами, швеями создают предметы для дома, мерч, экологичную косметику, — рассказывает PR-специалистка фонда Аня Иванова. — Ведущие мастера — это не коррекционные педагоги или психологи. Это прежде всего профессионалы своего дела. Они хорошо понимают производственные процессы внутри своей мастерской, знают, какие этапы можно оптимизировать, какие правила безопасности нужно соблюдать. Они следят за поступлением заказов и сроками их выполнения, руководят производством, ставят задачи и помогают мастерам осваивать новые навыки».
В 2023 году «Простые вещи» открыли на своем сайте раздел авторской продукции. «Это те предметы, которых нет в нашей привычной линейке, но эти изделия от начала и до конца созданы конкретными мастерами», — отмечает Иванова. Вещи самые разные: ключница от мастера столярной мастерской Льва Бовтунова, кислица в горшке «Белка желаний» от мастера Кати Коузовой, трогательный пингвин Саша от мастера Леши Серикова.
В качестве моделей в «Простых вещах» выступают те, кто приходит и работает в мастерских изо дня в день. Аня Иванова рассказывает, что так выходит не специально. «Обычно мы спрашиваем у коллег, кто готов посниматься в качестве модели. Откликаются и мастера с ментальными особенностями, и ведущие мастерских, и сотрудники административной команды».
Простые вещи от «Простых вещей» можно купить в интернет-магазине фонда и на маркетплейсах. На Ozon найдутся стаканы из как будто «мятой» керамики, не менее мятые косметички из материала тайвек, деревянные салфетницы и картхолдеры. Сегодня в мастерских трудоустроены и проходят стажировку более 70 мастеров, для которых это не только возможность получать деньги за свою работу, но и выходить из изоляции.
Шлейки, свечи и пакеты для выгула от «Юны»
«Юна» — первый в России многофункциональный центр реабилитации животных. А еще это место, где верят, что все бездомные животные — лишь временно бездомные.
Уже несколько лет «Юна» выпускает мерч, причем самый разнообразный. «Что выпускать, мы решаем по наитию, — рассказывает руководитель PR-отдела “Юны” Полина Рыховская. — Смотрим, что сейчас популярно и пользуется спросом, прислушиваемся к запросам наших волонтеров. А в вопросах качества и того, как мерч должен выглядеть, ориентируемся на себя. Нам важно, чтобы это были вещи, которые мы бы сами носили с удовольствием. У нас у всех сотрудников целые полки нашего мерча. Мы его покупаем, носим, дарим друзьям. Нам хочется, чтобы это было что-то классное и качественное. А что касается вещей для животных, мы всегда советуемся с кинологами».
В центре признаются, что выпускать мерч, который напрямую связан с их аудиторией, проще. Это люди, которые любят животных или у которых они есть. «Мы стараемся сделать что-то классное и для питомцев, и для их хозяев. Правда, выпуск мерча для животных — история специфическая. Он сложен в производстве, а само оно дорогое. Поэтому обычно мы коллабимся с брендами и совместно выпускаем шлейки, поводки, лежанки», — отмечает Рыховская.
Кстати, о производстве. Иногда в «Юне» ищут поставщиков с готовыми вариантами, но если они не подходят по цене, собирают мерч по частям: заказывают лекала и ткани, ищут подходящую швейную фабрику. «Это, конечно, сложнее по процессу, но по деньгам часто выходит выгоднее. Ведь нам важно продавать мерч по доступной цене», — делится Полина Рыховская.
Деньги от продажи мерча «Юна» тратит на закупку кормов, содержание подопечных, их лечение. «Поскольку мы все-таки центр реабилитации, мы берем сложных животных. У нас есть своя ветеринарная клиника. И большая часть денег идет на лечение, восстановление и реабилитацию».
У центра можно найти свечи и носки с забавными принтами, блокноты и наборы карандашей, шлейки и даже автогамаки. И, конечно, пакеты для выгула собак — куда без них.
Браслеты из нержавеющей стали и диффузоры от «Живи сейчас»
«Живи сейчас» — единственная в России НКО, которая оказывает системную помощь людям с боковым амиотрофическим склерозом. БАС еще называют «болезнью Стивена Хокинга» — это редкое неизлечимое заболевание, при котором двигательные нервные клетки перестают подавать сигнал в мышцы.
Мерч фонда начался с желания сотрудников НКО расширить свою аудиторию и поделиться ценностями фонда. «Продукция нашего благотворительного фонда должна аутентично отражать его ценности и вдохновлять людей. Используя позитивные сообщения на одежде и аксессуарах, каждый сможет выразить свои убеждения», — уверена коммерческий директор благотворительного фонда «Живи сейчас» Любовь Абрамсон.
Любовь поделилась, что в фонде специально решили не использовать логотип при изготовлении мерча, чтобы привлечь внимание как можно большего количества людей. «Изначально мы реализовывали только футболки, худи, носки и сумки. Немного позднее мы приняли решение расширить ассортимент, добавив в него браслеты из нержавеющей стали, которые стали очень популярны. Мы учитываем предпочтения нашей целевой аудитории, изучаем спрос, ищем поставщиков с подходящими нам условиями. Многие компании готовы предоставить для нас индивидуальные условия и помочь разработать дизайн для благотворительных целей», — рассказала Любовь Абрамсон.
Помимо тех самых действительно ставших популярными браслетов, на сайте фонда и на Ozon можно найти носки с трогательными васильками, диффузоры для дома, чай с травами и ягодами.
«Ценность благотворительных товаров в том, что потраченные денежные средства идут на благотворительность. Для многих покупателей это большое преимущество и именно то, что изначально мотивирует людей к покупке», — подчеркивает Любовь Абрамсон.
Броши и деревянные игрушки от «Благого дела»
Некоммерческая организация «Благое дело» занимается жизнеустройством людей с инвалидностью. Здесь проходят реабилитацию и занимаются творчеством дети с инвалидностью, а взрослым с особенностями здоровья помогают найти свое место в обществе. Например, подопечные НКО получают работу и делают вещи на заказ.
«К идее выпускать мерч мы пришли, потому что все больше и больше компаний просили нас разработать что-то уникальное, например, с рисунками наших художников с ментальной инвалидностью. У них особый взгляд на этот мир, и рисунки получаются настолько милые, что попадают прямо в сердце», — рассказывает руководитель отдела фандрайзинга и PR «Благого дела» Олег Федчук. И добавляет, что обычно заказывают кружки с принтами, деревянные игрушки с логотипами компаний или что-нибудь совсем особенное. Например, однажды в «Благом деле» сделали шапки с ушками из шерсти в корпоративных цветах.
В организации открыты шесть ремесленных мастерских, где работают 58 мастеров с инвалидностью. «Всю продукцию мы делаем вручную. В каждой мастерской есть руководитель и куратор, который помогает ребятам делать изделия или обучает ремеслам. Мы работаем с деревом, текстилем, шерстью, белой глиной и другими натуральными материалами. Так как мы некоммерческая организация, у нас нет постоянного финансирования. Мы пишем грантовые проекты, собираем корпоративные пожертвования и поддержку от частных лиц. И продаем нашу продукцию на Ozon благодаря их благотворительной программе Ozon Забота», — отмечает Олег Федчук.
Весь мерч «Благого дела» — абсолютный хендмейд: будь то деревянная брошь в виде забавной ламы или сваленный из шерсти домик, игрушка «Паровоз с вагоном» или самолет, подставка под очки, жираф или лось, вырезанный из липы.
Фото: пресс-служба Ozon