В течение четырех дней художник вместе с помощником работали над росписью одной из стен Зеленого ангара в открытом режиме — наблюдать за их работой могли все желающие.
Начинавший как граффити-райтер, в начале 2010-х Аске изобрел оригинальную и очень узнаваемую технику мозаичного рельефа из фанеры, в которой выполнены, в частности, панно на Ленинградском вокзале, появившиеся к 10-летию запуска «Сапсана», а две его скульптуры сейчас можно увидеть в самом центре Москвы: «Талисман» украшает ГУМ, а «После Макоши» и вовсе стоит на Красной площади в рамках выставки «Красный сад».
Роспись на «Винзаводе» выполнена аэрозольной краской на металлической и кирпичной поверхностях. По словам художника, ее сюжет и композиция отчасти обусловлены особенностями выставочного пространства: «Там достаточно сложная поверхность по фактуре и обзору. На стене есть металлические ребра жесткости через каждые 1,7 м, а перед ней большое количество труб-опор крыши ангара. И я думал, как сделать так, чтобы окружение дополняло композицию, а не просто портило вид. Кроме того, понятно было, что роспись так или иначе должна быть связана с искусством и “Винзаводом”. В итоге я решил, что зрители в выставочном зале, смотрящие на картины, отлично впишутся там и по композиции, и по концепции».
Роспись «Коллеги по цеху» действительно изображает людей на выставке: Аске по-постмодернистски зеркалит ситуацию восприятия современного искусства, приглашая посетителей, с одной стороны, увидеть в персонажах мурала себя, а с другой — превращая их в «наблюдающих за наблюдающими».
Как возникла идея этой росписи, почему она сделана именно на «Винзаводе» и с чем связано ее название?
Создать работу в обновленном пространстве «Винзавода» мне предложила Сабина Чагина, которая теперь курирует там направление уличного искусства. «Коллеги по цеху» посвящены зрителям, коллекционерам и художникам, то есть людям, для которых работает «Винзавод» и которые являются коллегами для меня самого. Кроме того, название отсылает к цехам Белого и Красного и в целом к пространству кластера. С «Винзаводом» связано сразу несколько эпизодов моей карьеры. В 2006 году я рисовал здесь на открытии территории, в 2011–2012 годах участвовал в дискуссиях «Стена», в 2016-м у меня здесь некоторое время была мастерская и прошла первая персональная выставка во Vladey Space, а в 2018-м в цехе Красного я курировал выставку про историю уличного искусства в России в рамках биеннале «Артмоссфера». Поэтому мне интересно было сделать здесь новый проект, который бы визуально и концептуально вписывался в обновленное пространство.
В центре вашей работы — люди на выставке, момент восприятия искусства. Почему этот сюжет важен для вас?
Дело в том, что произведения художников без зрителей не имеют смысла. Причем среди зрителей встречаются художники, галеристы, кураторы и другие люди, тесно связанные с искусством. Они в свою очередь помогают искусству стать ближе к зрителю. А формат искусства в общественном пространстве позволяет это сделать лучше всего.
Как вы относитесь к художникам прошлого? Кто из них вас вдохновляет визуально?
Я периодически делаю оммажи произведениям известных мастеров. Кстати, в росписи для «Винзавода» как раз есть несколько подобных отсылок. Слева расположена композиция, похожая на одно из не очень известных произведений Ильи Кабакова, в центре — работа с кругами, она отсылает к творчеству Юрия Злотникова или Дэмиена Херста, а справа — оммаж одной из картин Гогена. Вообще мне нравится очень много разного, от искусства Древнего мира до совриска. Но с годами визуально искусство впечатляет меньше. Сейчас меня больше интересует информация о произведениях и художниках, а также символизм, семиотика искусства. Хотя недавно, например, я был впечатлен мастерством скульптора Джованни Бернини.
Только за последнее время ваши работы появились на Красной площади, в ГУМе, теперь на «Винзаводе». Какие еще завоевания городов и их общественных пространств в ближайших планах?
В июне моя скульптура появилась в Самаре, в середине августа должны разместить объект рядом с новым павильоном Нижегородской ярмарки. В Тюмени сейчас ищут местное производство для скульптуры для частного заказчика. Еще в процессе согласования эскиз для росписи в одном из районов в Подмосковье, а на днях мне звонили с предложением сделать объект в Красной Поляне, но пока мы только начали обсуждение.
Увидеть работу, посвященную всему арт-сообществу — коллекционерам, художникам, а также их зрителям, можно до 25 августа.
Фото: из личного архива Дмитрия Аске; Зоя Волкова