Редакция Москвич Mag

На выставке «Да живет иное во мне» в Новой Третьяковке — Марина Абрамович предлагает заглянуть в мозг

3 мин. на чтение

Экспозиция в Западном крыле Новой Третьяковки (там, где раньше был ЦДХ), жанр которой заявлен как «science-art проект», знакомит с новыми формами и способами взаимодействия с «нечеловеческим» — например, с растениями, животными, бактериями и искусственным интеллектом.

На выставке представлено 11 проектов российских и зарубежных художников, которые ищут способы коммуницировать по-новому, преодолевать межвидовые границы и перестать мыслить антропоцентрично.

Ральф Беккер (Германия). Мираж, роботическая нейроинсталляция, 2014

 

Агнес Мейер-Брендис (Германия). One Tree ID, биохимическая инсталляция, 2019

Используя передовые технологии, участники экспозиции демонстрируют разные стратегии взаимодействия с нечеловеческим: наблюдение, активный диалог и, наконец, симбиоз. Наблюдение — это, например, эффектная роботическая нейроинсталляция «Мираж» немецкого художника Ральфа Беккера, которая позволяет увидеть сны нейросети. А биохимическая инсталляция его соотечественницы Агнес Майер-Брандис «One Tree ID» дает возможность вступить в диалог с настоящим деревом — елью — на языке запахов. Наконец, пример симбиоза — это биоарт-перформанс «Да живет лошадь во мне», в котором француженка Марион Лаваль-Жанте вводит себе сыворотку лошадиного иммуноглобулина и, подобно кентавру, встает на специальные «лошадиные» ходули с копытами, чтобы размыть границу между человеком и животным. Есть здесь и попытка установить связь с планетой через вдыхание полезных бактерий, и искусственный интеллект, сочиняющий стихи для каждого, кто посмотрится в специальное зеркало, и научно-художественный эксперимент великой Марины Абрамович «Измеряя магию взгляда», основанный на ее знаменитом перформансе «В присутствии художника».

Дарья Пархоменко, куратор выставки и творческий директор лаборатории Art&Science

Жанр проекта сформулирован как science-art. Искусство в этом случае по-прежнему занимается символическими смыслами, метафорами — или превращается в полноправное научное исследование?

Science-art — это направление в современном искусстве, которое существует с 1960-х. Художники, которые им занимаются, используют в качестве своего языка новейшие технологии и сотрудничают с учеными и инженерами. Поэтому лучшие образцы science-art — это и искусство, и наука одновременно. У искусства тут много функций: и гуманизировать, и критиковать технологии, и предлагать новые видения, и расширять поле возможного, и давать ученым возможность воплотить смелые эксперименты, которые в рамках науки были бы, возможно, слишком необычными.

Откуда у выставки такое поэтичное название — «Да живет иное во мне»?
Оно отсылает к представленной у нас работе группы Art Orienté Objet «Да живет лошадь во мне», их радикальному биоперформансу, который я награждала в 2011 году на фестивале Ars Electronica в Австрии «Золотой Никой» в номинации «Гибридное искусство». Концепт Иного существует в антропологии, философии, экологии: это что-то, что заставляет нас переосмыслить наши границы и понимание себя, понимание человеческого. Наша выставка про размытие этих границ, впускание в себя, максимальную открытость, которая необходима для диалога с другими — нечеловеческими — видами и агентами.

Есть ли у вас любимая работа среди представленных на экспозиции?
Если выбирать что-то одно, а это, конечно же, почти невозможно, я бы назвала «Earthlink» — биотехнологическую интерактивную инсталляцию словенской художницы Саши Спачаль о том, что на планете дышим не только мы — дышит всё, и всё находится во взаимосвязи через дыхание.

Расскажите, пожалуйста, немного о работе петербургского художника Дани Васильева.

Даня Васильев действительно художник родом из Питера, правда, последние 20 лет он живет в Берлине. Он сделал для нас очень актуальную работу «WannaScry!», которая заставляет задуматься о приватности, в том числе о возможности перехвата персональных и биометрических данных в сети, например через системы видеоконференций. Его консультировал ведущий технологический эксперт «Лаборатории Касперского» Александр Гостев, и вместе они показывают зрителю, что любое наше действие не остается бесследным в интернете. С одной стороны, в этом технологическом пространстве человек становится иным для самого себя, но с другой — все следы нашей коммуникации анализируются машиной, искусственным интеллектом, который по этим следам, возможно, составляет какое-то свое представление о человечестве.

На выставке есть видео перформанса-эксперимента Марины Абрамович, который она проводила вместе с вами. Какие впечатления остались у вас от работы с одной из самых известных художниц современности?

Этот перформанс, в котором мы можем исследовать себя через другого, и единственная работа на выставке, где мы предлагаем взаимодействовать с человеком, а не с нечеловеческими агентами, но делать это невербально. Марина сама по себе магнетический человек, и ее перформанс “В присутствии художника” увлек ученых всего мира. Мы разработали новую, технологически препарированную версию этого перформанса, позволяющую “заглянуть в мозг” художника и зрителя. Когда я сидела с датчиками ЭЭГ на голове и смотрела Марине в глаза, у меня было невероятное ощущение окрыленности. С Мариной было потрясающе легко работать, она абсолютно открыта всему новому, почти по-детски. Многие художники с осторожностью идут на контакт с учеными, опасаются, что их произведение может превратиться в визуализацию научных результатов, но Абрамович отнеслась к сотрудничеству с интересом, восторгом и доверием. Это очень редко и ценно.

Выставка продлится до 10 октября.

Фото: facebook.com/daria.parkhomenko, Алан Воуба, Ralf Baecker, Третьяковская галерея

Подписаться: