Как шутят историки искусств, не путайте модерн и модернизм — и того и другого в Москве достаточно.
Изящный, витой, красочный, яркий, вычурный — если расцвет модерна пришелся на начало века, то расцвет советского модернизма — мрачноватого, иногда кажущегося грубым, брутальным — на хрущевскую оттепель и последующие годы. Модерн щадят, мол, «красиво», а вот модернистские здания гибнут: их сносят (как, например, однозальные кинотеатры), они горят (как, например, библиотека ИНИОН на Профсоюзной) и разрушаются сами по себе. При этом гибнут характерные для них элементы оформления зданий, часто одновременно очень функциональные и очень экстравагантные, как, например, прыжковая вышка в СК «Олимпийский», выполненная художником Евгением Аблиным в виде дерева с трамплинами: она, видимо, обрушилась во время демонтажа спорткомплекса. И далеко не всегда местные жители готовы вступаться за «коробки» старых портов, библиотек, универмагов, как, например, в Измайлово, где сносу ТЦ «Первомайский» большинство жителей даже, кажется, радо. Как писала архитектор и москвовед Александра Петрова в связи с этим случаем, «нужно иметь определенным образом воспитанный вкус, чтобы понимать, в чем прелесть этой эстетики советского модернизма».
Гете-институт подготовил выставку «Город завтрашнего дня», посвященную наследию советского модернизма, которая откроется 19 декабря в Новой Третьяковке на Крымском Валу. «Основное внимание создатели выставки уделяют развитию модернистской советской архитектуры и ее нынешнему наследию; она знакомит зрителей со всеми представителями модернизма, местными вариантами и неизвестными шедеврами», — пишут кураторы. Московские образцы стиля будут соседствовать со зданиями из других городов бывшего СССР, от российской Тюмени до Еревана. Название кураторы выбрали не случайно: «Советский город и его архитектура были задуманы как модель нового общества. Во всем СССР он (модернистский стиль в архитектуре. — “Москвич Mag”) должен был вызывать ощущение социального единства».
Выставка станет передвижной и международной — ее маршрут пройдет через Ереван, Минск, Новосибирск, Киев и Тбилиси. В каждом городе будет сделан акцент на местных образцах модернистской архитектуры, из архивов будут подняты уникальные экспонаты. 20 декабря пройдут кураторские экскурсии по выставке — для участия в ней необходимо не только купить билет, но и зарегистрироваться на сайте Гете-института.
Фото: Водосборная башня плотины Медео в Алматы, 1969–1972; Геворг Кочар. Столовая Союза писателей Армении на Севанском полуострове, 1963
© Национальный архив Армении; предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи