Редакция Москвич Mag

Наша рок-сцена не рождала артиста с более оригинальным — и более русским — образом, чем Мамонов

2 мин. на чтение

О кончине актера и музыканта сообщила его жена Ольга.

О том, что Мамонов заболел коронавирусом, стало известно 1 июля. Он поступил в тяжелом состоянии: почти сразу Петра Николаевича, у которого было зафиксировано 87-процентное поражение легких, подключили к аппарату искусственной вентиляции легких, а затем ввели в искусственную кому.

С каждым днем ему становилось все хуже. Не справлялось сердце, начали отказывать почки. Попытки вывести Мамонова из комы оказались безуспешными; не помогло и частичное переливание крови. У него были диагностированы полиорганная недостаточность и пневмония.

Несколько дней назад дежурный батюшка соборовал и причастил Мамонова.

Значение личности Петра Мамонова для современной русской культуры огромно. Войдя в рок-н-ролльную жизнь Москвы в достаточно взрослом возрасте (ему тогда было около 30 лет), он почти сразу стал своеобразным символом новой московской музыки. Его истошно-маниакальные «рок-польки», в сочетании с угловатой, полуэпилептической пластикой рождали удивительный, необычный по тем временам образ, лишенный и доли традиционной рок-романтики. По выражению Артемия Троицкого, в нем сочетались уличный шут, галантный подонок и беспамятно горький пьяница.

Не случайно именно на группу «Звуки Му», фронтменом которой стал Мамонов, обратил в перестройку знаменитый британец, музыкант и продюсер Брайан Ино: Мамонов и его группа были максимально оригинальны, непохожи на все то, к чему на Западе привыкли. Ино стал продюсером вышедшего на лейбле Opal альбома группы, благодаря интересу к которому группа довольно долгое время гастролировала по миру.

Впрочем, по возвращению с американских гастролей Мамонов разогнал оригинальный состав, создав вместе с братом дуэт «Мамонов и Алексей». Затем, в начале 90-х, начались первые опыты на театральной сцене; когда второй состав «Звуков» окончательно распался, они продолжились параллельно с сольной музыкальной деятельностью. Мамонов стал все чаще появляться в кино.

В 1995-м он окончательно переехал из Москвы в деревню. Находясь в глубокой депрессии, Мамонов нашел себя в лоне христианства — скорее всего, религия и поддерживала его все последующие годы. Он изобрел для себя жанр невероятно популярных авторских моноспектаклей, где монологи чередовались с песнями. С начала 2000-х Петр Мамонов вернулся в кино, где у него было много ярких ролей в фильмах самого разного толка — от авангардных комедий до исторических полотен; благодаря этому он стал популярен и у той аудитории, которая не имела представления о его рок-ипостаси. Вышло несколько книг с философскими миниатюрами и стихами.

В 2019-м Мамонов перенес инфаркт; в 2021-м тяжко пережил смерть бывшего коллеги по «Звукам» Александра Липницкого. А в конце июня его, приобретшего фактически статус российского рок-святого, отвезли в больницу, откуда он уже не вышел.

Наверное, отечественная рок-сцена не рождала ни одного артиста, принесшего на сцену более оригинальный — и более русский — образ, чем покинувший нас Петр Николаевич Мамонов.

Фото: АО «Коммерсантъ/FOTODOM

Подписаться: