Никаких «open» и «sale»: в Госдуму внесли проект о запрете иностранных слов почти везде
Тренд последних лет — носить все суверенное — распространяется не только на политическую сферу, но и на русский язык. В Госдуме считают, что ему угрожает опасность. Еще в начале года депутаты приняли закон о запрете использования иностранных слов в случаях, когда есть отечественный аналог. Речь шла о рекламе, СМИ, нормативных актах, а также об информации для потребителей.
Теперь же в Госдуму внесли проект, значительно расширяющий перечень тех сфер, в которых англицизмам не место. Запрет затронет вывески, надписи, указатели, информационные таблички и даже строительную отрасль.
В пояснительной записке депутаты (среди них А. Хинштейн, Е. Ямпольская, А. Шолохов) пишут, что «рекламные щиты, вывески на магазинах, названия жилых комплексов и элементов планировочной структуры (в том числе наименования застраиваемых микрорайонов и кварталов) повсеместно пестрят привлекающими внимание иностранными словами». От этого надо избавляться, считают депутаты, и предлагают ограничить использование англицизмов в публичном пространстве. Для ряда производителей, кстати, делаются поправки — на иностранных языках можно будет оставить только фирменные наименования и товарные знаки.
Глава комитета по культуре Е. Ямпольская поясняет: «Должно стать невозможным использование на вывесках и витринах таких надписей, как, например, “coffee”, “fresh”, “sale”, “shop”, “open” и тому подобных». И все это для формирования «национально ориентированной среды» (использование государственных языков республик, разумеется, тоже прописано).
Будет ли закон иметь обратную силу? Придется градостроителям переименовывать многочисленные «хоумсити», «хиллы», «клабы» и «форесты» или лишь впредь следить за чистотой русского языка в названиях жилых комплексов (словарь В. И. Даля в помощь)? А магазинам одежды впору озаботиться поиском вывесок «Продано».
Кстати, согласно исследованиям, около 40% новостроек в Москве содержат иностранные слова. К слову, наиболее славянофильским оказался Восточный округ, где латиница содержится в названиях всего 10% девелоперских проектов.
Фото: phosy16/shutterstock.com