Еще несколько лет назад к горожанам, решившим связать свою жизнь с Новой Москвой, относились с подозрением. Благоприятная экология едва ли казалась убедительным аргументом для переезда (даже по нашим временам), а планы развития, расписанные властями на годы вперед, представлялись либо слишком туманными, либо далекими от реальности.
Жилье покупали, но, очевидно, совсем не так, как того хотелось — отпугивала сложная транспортная доступность. По прошествии первой пятилетки ехидные заголовки журналов и газет принялись хоронить проект — точно так же, как в свое время инновационный центр «Сколково»: «Прошло время, а в Новой Москве все по-старому». Но если предыдущие пять лет вызывали сомнения, то текущие показатели говорят, что надежда все-таки есть. Только на что?
Сегодня Стройкомплекс попытался ответить на этот вопрос и отчитался о достигнутых успехах. За семь лет было сделано 250 км дорог; через три с половиной года обещают проложить столько же. Уже давно сдвинулось с места строительство новой Коммунарской линии метро, призванной связать Новую Москву с юго-западными районами. Рабочие места увеличились втрое; появились школы, детские сады и другие объекты социальной инфраструктуры. Венцом же успеха, конечно, стали новые жилые комплексы: с 2012 года в Новой Москве возвели 14 млн кв. м жилья. Раньше приходилось удивляться, что при невысоком спросе застройщики продолжают вкладывать в ТиНАО силы и деньги. Теперь мы видим, как их упорство приносит плоды: «Инком-Недвижимость» сообщает, что квартиры в Новой Москве за три года подорожали на 32%. Впрочем, работа застройщиков в том и состоит — предугадывать будущее.
И будущее, кажется, состоит в повторении судьбы многих спальных районов города. Теперь, когда видно, что вектор развития сменился, немногие уже вспомнят, что изначально проект задумывали как новый центр деловой и административной активности. На новые территории планировали привлечь госслужащих, предпринимателей и студентов. Сейчас госслужащие с переездом из центра не спешат, предприниматели в бой не рвутся, а студенты рассматривают Новую Москву не иначе как вариант временного доступного жилья.
«Мы строим целый город — новый, большой», — отчитывается руководитель департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. А мы в ответ задаемся вопросом, смогут ли жители этого города не только называть, но и чувствовать себя москвичами.
Фото: mos.ru