Виды, которые раньше были доступны лишь туристам и посетителям корабельных банкетов, становятся достоянием пассажиров общественных электроходов. Или электроречных трамваев? Или электраблей?
Устойчивого названия у нового общественного транспорта пока нет, впрочем, лиха беда начало. Электросудов пока восемь, но скоро станет двадцать одно. Ходит электрофлотилия пока только от Киевского вокзала до Шелепихи, но до конца года его планируют продлить до парка «Фили» и собираются запустить второй маршрут на юге Москвы.
С уютным, еле слышным электрическим гудением корабль отходит от берега. Удивительный опыт стерильного водного путешествия, без ветра, срывающего головные уборы, в футуристичной капсуле. Но главное, что дали речные трамваи, конечно же, виды как бы другой Москвы. Панорамность электраблей даст фору любому прогулочному теплоходу. Дымчатый фильтр окон усиливает ощущения. Сталинские набережные в таком ракурсе (на хорошем видовом расстоянии и как бы исподнизу) смотрятся как на акварельных отмывках, лужковская архитектура выглядывает из-за неоклассики, похотливо поблескивая тонированным стеклом.
Отдельно стоит отметить новый открыточный вид на Хаммеровский центр (1980, архитекторы Посохин, Кубасов и Скокан-старший), с воды являющийся во всей своей бруталистской стати. Спешите увидеть и Бадаевский завод с характерными кирпичными выпуклостями, пока его не оплели щупальца нового ЖК.
«Москва-Сити» предъявляется с борта во всех возможных ракурсах — концы башен сперва торчат через стеклянную крышу, потом все пространство правого панорамного окна занимает зеленое и синее стекло небоскребов, после чего речной трамвай заходит деловому центру в тыл. Даже мост «Багратион» смотрится с воды куда лучше, чем с суши.
Между этими достопримечательностями, старательно фиксируемыми пассажирами, имеются и остановки (у Трехгорки, у «Сити» и возле «Кутузовской»). Маневрируя у кромки реки, отороченной желтыми кубышками, электрический корабль пристает к стеклянной шайбе причала. Аппарель — одновременно и трап, и зарядка — опускается, люди выходят и садятся. Тут же, на носу, крепления для велосипедов: удобно. В ожидании транспорта, кстати, можно выпить кофе — небольшое кафе устроили на каждом причале.
Настоятельно рекомендуем вам не пропустить такие неочевидные объекты, как театр Фоменко — этот потрясающий кунштюк с цитатами из Ренцо Пиано и Ф. Л. Райта как следует рассмотреть можно, пожалуй, только с воды — и административный корпус «Мосводостока» с пикантными вентфасадными бочка́ми.
Завершается маршрут отличной московской окраиной, где недружелюбные заборы новостроечных жилмассивов соседствуют с теплой желтой облицовкой ранних хрущевок, с которых не облетели еще под напором модернизма карнизы и тяги. Промышленная архитектура, как бы ни маскировалась она под острыми листьями американских кленов и русских берез, тоже входит в комплект маршрутных видов.
Обойдется поездка в 150 рублей по будням и в 300 — по выходным. Осенью перейдут на единый тариф в 150 рублей. Социальные карты москвича на речной транспорт не распространяются, зато обладатели «Единых» на 90 и 365 дней в шоколаде: проезд на электросудне включен в тариф.
У дептранса немало планов на новый вид транспорта. Первый маршрут скоро продлят до парка «Фили» (сейчас там углубляют дно). К концу года планируют запустить второй городской маршрут: речные трамваи пойдут от Печатников до Автозаводского моста. Ходить новый транспорт будет круглый год. Дорогу судам расчистят ледоколы, а причалы будут отапливать. После первой поездки на речном трамвае можно сказать, что Москва давно не предлагала совсем неожиданных транспортных опытов. Теперь такой есть.
Фото: Денис Воронин/Агентство «Москва»