, 7 мин. на чтение

«Одна из основных задач — разгрузка центра» — директор института Генплана Татьяна Гук

Ни один генеральный план Москвы не был реализован полностью. Некоторые идеи, лежащие в основе первого проекта, в полной мере реализуются лишь сегодня. «Моcквич Mag» узнал у директора института Генплана Москвы Татьяны Гук, какие задачи были у авторов первых генпланов и как изменится город к 2035 году.

Первый генеральный план реконструкции Москвы, авторами которого были архитекторы Владимир Семенов и Сергей Чернышев, был принят в 1935 году. Но до этого сотни лет город прекрасно жил и развивался без всяких генпланов…

На самом деле глобальные планы по переустройству Москвы появились еще при Елизавете Петровне. Именно тогда, когда Земельную комиссию возглавлял архитектор Дмитрий Ухтомский, которого можно считать первым главным архитектором, город получил первые элементы регулярной планировки. В 1748 и 1752 годах Ухтомский разработал планы застройки отдельных городских территорий, под его руководством велось строительство в Кремле, был создан ряд триумфальных арок, одну из которых мы знаем как Красные Ворота. Ворот уже давно нет — но их имя сохранилось в московской памяти. Последователь Ухтомского Никола Легран составляет генеральный план с указанием городских границ, появляются регулярные улицы, вводится понятие «красная линия застройки», чтобы здания «выпрямлялись» и не выпирали на улицу.

А после пожара 1812 года в Москве появилось кольцо из ансамбля оформленных площадей: Моховая, Манежная, площадь у Большого театра и так далее. Тогда уже занимался реконструкцией города Осип Иванович Бове. Та архитектурно-пространственная форма исторического центра, которую мы видим сегодня, появилась именно благодаря ему.

Следующим важным этапом, повлиявшим на облик и развитие столицы, стал период строительства железных дорог. Железные дороги определяли размещение производства, вокруг них формировались рабочие слободки, возникли грузовые и транспортные связи, появилась архитектура вокзалов. Купеческая и торговая Москва становилась промышленным городом.

Конец XIX и начало ХХ века стали временем возникновения связанных с культурой общественных мест: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Политехнический музей. Это все были частные меценатские проекты, но именно они в значительной степени повлияли на облик города.

И, наконец, ключевым моментом, изменившим жизнь города, стала революция и последующий перенос столицы в Москву. В отличие от имперского Петербурга Москва была купеческой, не чиновничьей, присутственных мест в ней было мало, и элемент столичности было необходимо привнести извне. Поэтому 20-е и 30-е годы прошлого столетия стали периодом бурного осмысления, что же есть Москва, каково ее место как столицы СССР, куда городу двигаться. Это было время архитектурных конкурсов, в которых участвовали архитекторы со всего мира, в том числе и Ле Корбюзье, период борьбы мыслей: кто-то пытался сохранить архитектурное наследие города, кто-то говорил о том, что этого делать не нужно, так как новая идеология предполагает новое пространство. Появляется идея «параболы» Ладовского, луча, ведущего на северо-запад, в обход центра. Ладовский говорил о необходимости разомкнуть одно из колец, разуплотнить центр и дать Москве возможность динамического развития в заданном направлении. Щусев и Жолтовский разрабатывают план Новой Москвы, Шестаков работает над концепцией Большой Москвы.

Какие концепции в итоге победили?

Победил разум. В городе сохранили значительную часть исторического наследия, рельеф, акваторию Москвы-реки и Яузы, радиально-кольцевую систему тоже никто отменять не стал. Генплан Семенова и Чернышева приняли в 1935 году, архитекторы проанализировали многочисленные предложения, которые были в планах и конкурсных проектах, и предложили синтетическое решение. Предполагалось, что Москва станет городом, где осуществляется равенство живущих, но при этом будет столицей, которая демонстрирует мощь социалистического государства. Отсюда широта проспектов, ансамблевая застройка, здания-иконы вроде сталинских высоток, развитие магистралей, обводнение Москвы и роскошные набережные из гранита, строительство канала Москва — Волга. Предполагалось формирование ряда новых проспектов, например, проспект Сахарова как дублер Мещанской улицы был заложен именно в тот период.

Параллельно шло строительство метрополитена, за который ратовал Каганович. Московское метро на год старше, чем принятый генплан 1935 года.

Когда удалось полностью реализовать первый генплан?

Он так и не был до конца реализован. Что-то продолжало строиться уже после войны, но от целого ряда объектов пришлось отказаться, например, от небезызвестного Дворца Советов на месте Храма Христа Спасителя. Не построили последнюю высотку в Зарядье, которая должна была завершить высотное кольцо столицы.

Генплан 1971 года уже предусматривал грандиозное расширение границ Москвы, предполагалось создать восемь отдельных городов внутри МКАД.

То, что не было построено, очень хорошо видно на плане города. Например, во дворах жилых домов сформированы парадные курдонеры (оформляющие вход в публичное пространство) там, где должна была пройти магистраль, но ее так и не построили. Яркий пример — Коптевский бульвар, который оказался неимоверной ширины. Предполагалось, что на этой территории соединится канал Москва — Волга с рекой Яузой, красные линии заложили, но водной магистрали не получилось, а случилсябульвар.

Что помешало планам?

Сначала война, а после нее уже были другие приоритеты, в том числе и по восстановлению инфраструктуры и улучшению жилищных условий. Жилье — это ключевая послевоенная проблема. Люди в Москве ютились в бараках и подвалах.

Не удивительно, что в конце 1950-х и начале 1960-х при Хрущеве главным стал вопрос о необходимости массового строительства и расселения коммуналок. В это время начался период индустриального строительства панельных зданий, в столице отказались от помпезной застройки вдоль набережных и крупнейших магистралей и сосредоточились на создании микрорайонов массовой жилой индустриальной застройки.

Город разрастался. Генплан 1971 года уже предусматривал грандиозное расширение границ Москвы, предполагалось создать восемь отдельных городов внутри МКАД. Это те самые клинья, которые мы сегодня называем округами. Наиболее исторически сложившаяся структура понятна в юго-западном направлении, с его районами рядом со станциями «Академическая» и «Профсоюзная». Шло активное присоединение подмосковных городов и поселений в других частях города: Люблино, Перово, Новогиреево. В какой-то момент произошел разрыв строительства инфраструктуры и жилья. Жилье строилось опережающими темпами, а инженерная и транспортная инфраструктура чуть запаздывала, в новых районах не хватало магазинов, школ, часто не было метро. В середине 1970-80-х появился типовой универсам «Диета», который интегрировался в уже сложившуюся застройку спальных микрорайонов.

А в советских генпланах учитывалась экология?

У одного из авторов Генплана 1935 года Владимира Семенова вышла книга, которая так и называлась — «Благоустройство городов». Тогда благоустройство было неотъемлемой частью архитектурного облика города. Застройку площади без парадного решения газонов, растительности, групп деревьев было странно себе представить. Во дворах предусматривались не только зеленые насаждения, но и фонтаны, а ворота и забор визуально отделяли придомовую территорию от улицы. При этом ворота всегда были открыты. В Москве существует привычная аллейная посадка деревьев вдоль улиц, сейчас мы воспринимаем это как чисто московскую традицию, а это все наследие того периода.

Но массовая панельная застройка по сути убила архитектуру города.

Когда люди живут в подвалах или в бараках, то для государства стоит первичная задача их расселить в относительно комфортное жилье. И люди счастливые уезжали в эти хрущевки с отдельной кухней и туалетом. Возможно, с точки зрения архитектуры панельные пятиэтажки не были архитектурным шедевром, но с точки зрения оптимального решения социальной проблемы это было гениальным ходом. Тогда же в 1960-х научились считать экономику проектов — где взять, сколько стоит, в какой очередности построить. Когда со временем стало очевидно, что транспортная инфраструктура отстала от застройки, правительство Москвы стало гигантскими темпами наращивать строительство дорожных сетей, метрополитена, интегрированные в структуру Москвы железные дороги, МЦД, МЦК. По сути мы реализуем сейчас те идеи, которые были заложены в Генплане 1971 года и последующих наработках 1989 и 1999 годов. Многие вещи переходят из генплана в генплан.

Например?

Проекты, связанные с полицентричностью, с созданием дополнительных центров в противовес историческому центру города, таких как линейные центры по Алтуфьевскому, Каширскому и Варшавскому шоссе.

От первых генпланов нам достались зеленые клинья, которые продолжают существовать в городе. Но появился новый тренд — формирование пешеходной структуры между ними, создание связанной территории, доступной для горожан.

Люди счастливые уезжали в эти хрущевки с отдельной кухней и туалетом.

Я считаю, что особо охраняемыми природными территориями (ОПТ) надо пользоваться — если этого не происходит, то они деградируют. Это как с квартирой — если в ней не жить, через какое-то время начинают течь трубы. Природная территория должна быть корректно интегрирована в жизнь города. Я говорюпро те же парки: Сокольники, Братеевская пойма, Березовая роща, Тушино, Долгие пруды, Михалково, Кусково. Эти объекты могут стоять закрытыми и разрушенными, а могут стать частью культурной, рекреационной повестки города. Включение ОПТ в окружающую среду — это мировая практика, которая капитализирует город, делает его разнообразным, уникальным.

Как санкции повлияли на развитие города?

Несмотря на сложившуюся обстановку, которая, безусловно, создала определенную турбулентность, запас прочности в градостроительной сфере, к счастью, значителен. В Москве продолжается проектирование и реализация ключевых проектов, в том числе и в первую очередь транспортных. Метро как строилось, так и строится. И дороги тоже.

Последний Генплан 2010 года рассчитан до 2035 года. Какой станет Москва еще через десять лет?

Москва ничем не отличается от крупнейших мегаполисов, а любой мегаполис имеет два пути развития. Либо город вылезает за свои границы и начинает поглощать все вокруг себя, либо занимается интенсивным развитием. Москва идет по интенсивному пути, обращая свой взгляд внутрь. Сейчас развивается ближний пояс, подбрюшье МКАД, следующая цель — развитие инфраструктуры.Параллельно много внимания уделяется территории старой Москвы. Та же реновация происходит внутри старой Москвы, строятся спортивные объекты, парки, музеи, деловые центры: реконструкция «Лужников», открытие Центра водных видов спорта, проект «Зарядье», продолжается благоустройство набережных Москвы-реки.

Постепенно формируется полицентричность, которая когда-то была заявлена в генпланах, продолжается разгрузка центра, масса министерств уже переехала из внутренней части Садового кольца в Москва-Сити.

Лично мне бы хотелось, чтобы к 2035 году жители города меньше времени тратили на дорогу, жили в комфортных для себя условиях. Как мы называем — «пятнадцатиминутный город», чтобы рядом было все, что необходимо для жизни: поликлиника, школы, все для отдыха. Все это выражается в конкретных вещах, в создании многофункциональных территорий, чтобы была возможность сделать по месту жительства все, что вы хотите, не тратя на это время. Сейчас в городе основной ресурс, который можно монетизировать, — время.