Редакция Москвич Mag

Оказывается, это про нее: женщины-режиссеры в истории российского кино

4 мин. на чтение

В XX веке профессия режиссер считалась скорее мужской. Тем не менее, по ту сторону камеры женщины все равно вставали. Одной из самых известных советских режиссерок была «мама Штирлица» Татьяна Лиознова. Но — не единственной. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка, посвященная женщинам за кадром. А мы решили вспомнить тех из них, чьи имена не сразу приходят в голову.

Актерство, любовь и победа в Каннах

Режиссер Юлия Солнцева

В режиссуру эта девушка пришла не сразу. Сначала окончила актерские курсы в ГИТИСе, а в 1924 году снялась в главной роли сразу в двух картинах — немом художественном фильме «Аэлита» и комедии «Папиросница от Моссельпрома». Успех пришел быстро, сердца советских мужчин были покорены, актрисе прочили славу первой в советском кино. Вот только сама она оценивала себя критически. А в 1928 году встретила режиссера Александра Довженко, и начался новый этап в ее жизни. Вместе супруги не только шли по жизни и стали одной из самых красивых пар советского кинематографа, но и снимали фильмы.

Режиссерским дебютом героини стала «Поэма о море». Фильм хвалили на Западе и отметили на Лондонском кинофестивале. Но настоящий успех был впереди. Героиня стала первой женщиной-режиссером, получившей приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. Победу ей принесла лента «Повесть пламенных лет».

Похвала Теодора Драйзера и фамилия с мужским окончанием на афишах

Режиссер Ольга Преображенская

Свою карьеру героиня начала как театральная актриса, а в 1913 году дебютировала в кино. До того как взять в руки камеру, успела сыграть Лизу в «Дворянском гнезде», Наташу Ростову в «Войне и мире», княгиню Веру в «Гранатовом браслете» и других классических героинь. А уже в 1916 году дебютировала в качестве режиссера — сняла «Барышню-крестьянку» по одноименной повести Пушкина.

В книге «Спасибо синематографу» героиня вспоминала: «Фильм получился, его хвалили, но так как это была первая постановка женщины-режиссера, к этому отнеслись недоверчиво и часто на афишах и в рецензиях мою фамилию писали с мужским окончанием или приписывали постановку другим».

Несмотря на то что за свое место под кинематографическим солнцем женщинам приходилось сражаться сильнее, героиня смогла стать первой женщиной — преподавателем режиссуры и учила студентов ВГИКа. А в 1927 году сняла фильм «Бабы рязанские», который стал самым успешным коммерческим проектом московской фабрики «Совкино». Историю о жизни деревенских женщин накануне и во время революции хвалил американский писатель Теодор Драйзер, который посмотрел картину во время своей поездки в СССР.

Главная сказочница и укротительница тигров

Режиссер Надежда Кошеверова

Прекрасная Золушка, трогательный мальчик-паж, злая мачеха, капризный король и влюбленный принц. С этими героями советские зрители познакомились в 1947 году, когда на экраны вышла сказка «Золушка». Ее, с Яниной Жеймо и Фаиной Раневской в главных ролях, сняла по сценарию Евгения Шварца наша героиня.

Ей удалось создать историю, лишенную идеологического налета. А вот сатиру на черты советского быта она передала: так, в мачехе легко узнавалась образцовая коммунальная активистка. В титрах «Золушки» были указаны фамилии двух постановщиков: вторым — Михаил Шапиро. В советском кинематографе вообще так было принято: в традиции «комсомольских бригад» над фильмами часто работали два режиссера и два оператора.

Спустя восемь лет, в 1955 году, героиня сняла еще один полюбившийся советскому зрителю фильм — комедию «Укротительница тигров». Многим запомнилась сцена, в которой тигр хозяйничал в кабинете начальника цирка. Чтобы хищник снял трубку с телефона, как это было задумано по сценарию, ее намазали сырым мясом. Трюк удался, и полосатый реализовал режиссерскую задумку.

«Золотой медведь» Берлинале и трагическая гибель

Режиссер Лариса Шепитько

Героиня никогда не делила кино на мужское и женское, зато выделяла сильное и то, которое не стоило бы снимать. Ее режиссерским успехом стала картина «Восхождение». Лента получила «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале и вышла в прокат в 60 странах. В основу фильма легла повесть Василя Быкова, которую режиссер прочла в больнице, где пролежала большую часть своей беременности.

Впрочем, героиня никогда не боялась тяжелых обстоятельств. Свою дебютную работу — «Зной» — она снимала в пустыне в Киргизии. Температура воздуха доходила до плюс 40 градусов, во время съемок режиссер заболела желтухой, но съемки не остановила.

Следующим фильмом после триумфального «Восхождения» должна была стать «Матера» по повести Валентина Распутина. Но героиня не закончила ее. По пути на съемки она попала в аварию и погибла в возрасте 41 года. Картину доделал ее муж — режиссер Элем Климов. Перед выходом на экраны лента получила другое название — «Прощание».

Фильмы на полке и Высоцкий в кадре

Режиссер Кира Муратова

Героиня не была уверена, что хочет быть режиссером. В 1952 году она поступила на  философский факультет МГУ, но бросила его и перешла во ВГИК. А после, с 1960-х до 2000-х, снимала кино. Правда, большинство ее картин попадали не в прокат, а на полку. Например, дебютные «Короткие встречи». Ленту сначала показали в киноклубах и небольших кинозалах, а потом изъяли. «Долгие проводы», снятые в 1971 году, тоже добрались до зрителя лишь в перестройку.

Всего режиссер создала 20 фильмов, снимала Владимира Высоцкого и Олега Табакова, Ренату Литвинову и Аллу Демидову. Одной из самых известных ее картин стал «Астенический синдром» — критики называли его «шедевром пессимизма» и «социальным диагнозом». Фильм состоит из двух киноновелл — черно-белой и цветной, и каждую можно считать самостоятельным произведением.

Фото: пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности, ru.wikipedia.org

Подписаться: