Во времена моего детства, в семидесятые, елок было по городу немного. Да и старожилы Москвы, вспоминая первые елки на улицах в сороковые, говорят, что их было одна-две на весь город.
Многие москвичи часто вспоминают ту самую, наверное, первую елку, появившуюся в послевоенной Москве, украшенную по мотивам пушкинских сказок. Особенно всех тогда впечатлял кот ученый. Он по-настоящему «ходил» вокруг новогодней елки. А Пушкин стоял напротив — в самом начале Тверского бульвара. И смотрел на это действо. Уже потом, в 1950-м, Александра Сергеевича перевезли на другую сторону улицы Горького, на площадь, и назвали ее Пушкинской. А наряжать новогоднюю елку в начале Тверского бульвара стало традицией, которая сохраняется и по сей день. Получается, что елка с поэтом поменялись местами, но суть осталась прежней.
«Все очень просто! — рассказывает мой друг детства, вспоминая себя ребенком и Москву тех лет. — Ты идешь, останавливаешься у елки и, окидывая ее взглядом, понимаешь, что на ней множество персонажей из разных сказок. Потом останавливаешь взгляд на первом попавшемся герое и начинаешь думать: кто же это такой, что это за сказка, что за персонаж, кто тебе ее читал, в какой книге, как выглядела обложка, с кем это было, при каких обстоятельствах? И так, пока не разглядишь каждого героя. И только когда ты чувствуешь, как у тебя замерзли ноги, вдруг понимаешь, что пора идти домой, ведь прошел уже час».
В 50−60-х елки украшали на улице яркими хлопушками, флажками, бумажными гирляндами. Нельзя сказать, что было роскошно, но ярко — точно. Игрушек было мало, дефицит. И кто что мог купить и найти дома, то и вешал на елку. Никто не думал о том, чтобы нарядить в определенном стиле.
Новый год тогда встречали в основном дома, уже позже кто-то ехал в гости к близким и друзьям. Традиция встречать Новый год на улице, на Красной Площади, появилась намного позже. А с декабря 1996 года на Соборной площади Кремля стали устанавливать живую ель.
Гулять по предновогодней Москве мы начали в конце 90-х. Пластмассовые елки устанавливали на главных площадях и проспектах города. Праздничной подсветкой освещались центральные улицы.
Первая волна предновогоднего украшения города пришлась на так называемый Лужковский период. Пластиковых елок появилось по всему городу так много, что москвичи просто переставали их замечать, да и не любили их особенно. Специальным распоряжением мэра елки должны были стоять в витрине каждого магазина. С учетом ограниченного пространства было уже не до оригинальных концепций. Это много позже торговые центры разгулялись, и чего мы только не увидели за эти годы — и в них, и перед ними. У входов в рестораны устанавливали ростовые фигуры сказочных персонажей. Процесс шел по нарастающей.
Начиная с 2010 года все бульвары превратились в «предновогодний фейерверк». Обилию ярмарочных площадок, свету гирлянд и необычным инсталляциям, например, полюбившимися всем фонарями на Тверской улице и Кремлевской набережной, превращающимися в бокалы с шампанским, стали радоваться уже и коренные москвичи. И если в начале этой волны некоторые из них переживали из-за безвкусицы происходящего, теперь, похоже, смирились и охотно начали изучать различные стили — от так называемого шанхайского до европейского. Тем более все видят, что наихудшие образцы «урбанины» вроде медведей из искусственного газона и гигантских розовых пингвинов постепенно перемещаются на окраины города, где, будем надеяться, доживают свой век.
Сейчас размах новогодних украшений Москвы достиг невиданного масштаба. Отличительным символом последнего времени стали арочные конструкции, светодиодные кубы и фонтаны. Перепробовав все убранства, каждый год к середине декабря Москва как будто и сама превращается в новогоднюю елку с большим количеством игрушек и гирлянд повсеместно.
В нынешний непростой год опрос москвичей на сайте мэра показал: люди просят поменьше массовых мероприятий с танцами, но по-прежнему хотят красоты.
Нарядный Столешников переулок и его тысячи фонариков по-прежнему создают праздничную атмосферу, Рождественку уже много лет украшают сверкающие огни и снежинки, традиционно украшают центральные площади столицы огромные пластиковые елки, по форме трудно отличимые от натуральных. А одна из красивейших площадей Москвы, Театральная, напротив исторического здания Большого театра, в этом году получила неожиданный предновогодний подарок, редкий по своей красоте и оригинальности.
Одной из главных традиций зимнего периода в Москве всегда считалось посещение балета «Щелкунчик». Особый стиль — пойти 31 декабря посмотреть именно на сцене Большого эту постановку. Балет стал визитной карточкой праздника. А елка напротив театра стояла всегда. И сегодня она тут, создана российскими мастерами. Идея создания этой инсталляции принадлежит генеральному партнеру Большого театра – компании «Ингосстрах». В честь своего 75-летия «Ингосстрах» подарил ее Москве. Концепцию и дизайн новогодней инсталляции разработал известный дизайнер и обладатель премии ТЭФИ Антон Ненашев. Что особенно знаково — в основе украшения елки тема из сказки «Щелкунчик». Сама елка особенная, такой еще не было: белого цвета, высотой 10 метров, сложной конструкции. Просветы в основании дают возможность увидеть 16 различных сценок из любимого всеми балета.
Елка украшена гирляндами, светится изнутри и звучит двумя знаменитыми мелодиями. Это адажио — главная тема «Щелкунчика», тема любви Мари и принца, и танец феи Драже, который написан Чайковским для инструмента под названием челеста. На каждом ярусе — персонажи и сцены из балета, а на вершине расположился Щелкунчик-принц. Благодаря этому интеллектуальному продукту, сказочной елке, похожей на большой праздничный торт, насладиться «Щелкунчиком» могут все, а не только те, кто смог попасть на постановку в Большой. Как известно, это не так просто: обыкновенные билеты начинают продавать к концу октября — их, естественно, тут же скупают и потом перепродают за 200−300 тыс. тем, кто спохватился уже ближе к декабрю. А за специальными билетами по 1000 руб., которые выдаются по одному в руки и исключительно по паспорту, нужно стоять в очереди целый день. Словом, обычно за новогодним настроением приходится гоняться, но в этом году благодаря «Ингосстраху» им можно зарядиться абсолютно без усилий — просто подойдя к Большому, чтобы послушать волшебную музыку и рассмотреть необычную елку, вдохновленную «Щелкунчиком». Увидеть инсталляцию можно до конца февраля, праздники в Москве долгие.
Фото: Егор Берладин, Анатолий Гаранин/РИА Новости, Игорь Зотин/Фотохроника ТАСС, mos.ru