Побег от Кремля: почему москвичи больше не хотят жить в центре и требуют «Сингапура»
Москва 2025 года — больше не город, расходящийся кругами от Кремля. Это полицентричный мегаполис, где новые точки притяжения возникают на месте бывших заводов и промзон. Южный порт, ЗИЛ, Коммунарка — места с собственной логикой и образом, где девелоперы отказываются от консервативной эстетики в пользу сложных, футуристичных проектов. Горожане тоже ждут от среды сложности, яркости и самодостаточности, знакомых по Сингапуру или Дубаю. Разбираемся, куда движется московская архитектура и как будет выглядеть город через пять-десять лет.
Когда-то формула московского счастья была незамысловата: квартира в пределах Садового кольца, сталинка и тихий двор. Но, кажется, мы стали другими. «Москвич Mag» решил выяснить, чего на самом деле хотят москвичи от своего города, и запустил опрос на «Яндекс.Взгляде». Средний возраст опрошенных 25+, никаких специальных фильтров — обычные жители столицы. Результаты оказались неожиданными: почти половина (45,6%) мечтает о зеленой Москве в духе Сингапура, еще треть требует «все в одном»: современность, высотность, технологии и парки одновременно.
Но самый важный маркер смены эпох — запрос на визуальную сложность. Эпоха «бежевых коробок» ушла: 44,6% опрошенных заявили, что им нравится яркая, акцентная архитектура. А 47,4% готовы жить в домах с уникальным обликом.
Конец монополии центра
Еще одна цифра, которая объясняет все, что сейчас происходит на рынке недвижимости: 52,6% москвичей уверены, что городу нужна полицентричность. Люди больше не хотят «жить жизнь» в пробках по дороге в «центры силы» в пределах Садового кольца или в «Сити».
Полицентричность не московское изобретение. Лондон, Токио, Сингапур, Гонконг, Нью-Йорк давно разделили функции между несколькими деловыми кластерами, чтобы миллионы людей каждое утро не ехали в одну точку, а вечером обратно. Это попытка сделать так, чтобы работа, жилье, культура и отдых находились рядом. И если раньше престижность определялась близостью к Кремлю, то теперь — качеством самого микрорайона: есть ли там парки, школы, интересная архитектура, рабочие места.
Москва уже несколько лет движется к этой модели, причем ускоренными темпами, сжимая его в пятилетки. Впрочем, пока идет своим путем: у нас полицентричность скорее про создание самодостаточных кварталов с работой, жильем и отдыхом в пределах одной территории, чем про разделение на отдельные города-спутники.
«Корректнее говорить даже не о наборе разрозненных центров, а о целостной системе ядер, по структуре близкой к нейронной сети в человеческом мозге, — объясняет Александр Салов, сооснователь бюро Osetskaya.Salov. — В одних зонах плотность таких “нейронов” особенно высока, там возникают мощные узлы притяжения. Эта система способна гибко перераспределять внимание, экономическую активность и культурную жизнь, постепенно снимая избыточную нагрузку с исторического ядра».
«Москва-Сити» стал первым шагом, но этого оказалось мало: столица слишком большая, чтобы один деловой кластер решил проблему. Теперь на месте бывших заводов и портов возникают новые точки притяжения — со своей логикой, архитектурой, своим ритмом жизни. Тушинская аэродромная застройка, Коммунарка, территории бывшего ЗИЛа — все они конкурируют с историческим ядром города не за туристов, а за жителей. И вот теперь кластер «Южный порт», территория у станций метро «Печатники» и «Автозаводская» площадью 633 га, из которых 449 га запланировано под реорганизацию.
«Южный порт»: рождение гиганта
Район ведет свою историю с XIV века: на этом месте стояли деревни Дубровка и Кожухово, потом в 1916-м открыли завод АМО (будущий ЗИЛ), а в 1939-м возвели Южный речной порт. Век индустриализации завершился, и теперь промзону редевелопят.
При этом эксперты настаивают: стирать историю подчистую нельзя. «Индустриальное прошлое нужно принять, ни в коем случае не преодолевать, — считает архитектор и основатель Safarova+ Гульнара Сафарова. — Контекст должен быть частью архитектурного кода. “Память места” должна найти свое отражение в каких-то характеристиках новой застройки, однако это не отменяет включения ярких авторских высказываний для отдельных объектов: вопрос лишь в их правильной пропорции».
К 2035 году здесь планируют построить 7,4 млн квадратных метров недвижимости: 4,4 млн — жилье, 260 тысяч — социальные объекты, плюс технопарк и транспортно-пересадочный узел. Небоскребы, апарт-отели, канатная дорога, парк-лабиринт — застройщики уже называют район «третьим центром Москвы» после Кремля и «Москва-Сити».
Все это не просто красивые слова. «Южный порт» действительно формируется как полноценный деловой и жилой кластер. Но в отличие от первого «Сити» на Пресне, который многие критикуют за «каменные джунгли», «Южный порт» изначально проектируется иначе. Здесь закладывают гуманный баланс: жилье у воды, огромные парки и деловые кварталы.



Район уже поделили между собой титаны рынка. Forma возводит Portland прямо на набережной, делая ставку на арт и узнаваемость. Недавно там открыли скульптуру «Обнимать», которая разлетелась в соцсетях. Aeon Development идет ва-банк с масштабом: их проект «Южный порт» — лес из 16 башен высотой до 200 метров и офисный небоскреб, создающие пейзаж в духе Гонконга. Рядом растет «Level Южнопортовая» от Level Group — самый высотный проект комфорт-класса в локации (до 69 этажей) с узнаваемой геометрией фасадов от бюро «Спич», имитирующей речную волну.



«Уже сейчас ряд девелоперских инициатив в этой зоне демонстрирует пересмотр исходных архитектурных решений в пользу более сложных композиций с более смелым, местами футуристичным силуэтом, — отмечает Александр Салов. – Подобные комплексы задают новый стандарт, работают как зарождающиеся “Сити” районного масштаба, становятся драйверами преобразований».
«Галс-Девелопмент», который до сих пор работал в премиум- и элитном сегменте, вышел в бизнес-класс – и сразу с масштабным проектом «Адмирал». Для застройщика выход в «Южный порт» — новая глава. Девелопер, привыкший работать с штучным, камерным продуктом в тихих переулках исторического центра, оказался на территории, которая требует громких высказываний.
Изначально проект мог пойти по пути «классического бизнеса»: сдержанно, строго, «как принято». Но за последний год, пока формировался облик района, стало очевидно: здесь, в эпицентре московского футуризма, старые лекала не работают. Исследования «Москвич Mag» подтверждают: люди хотят архитектурной дерзости, «хотят Сингапура».



Девелопер ВТБ предвосхитил этот запрос и пересмотрел концепцию комплекса «Адмирал», хоть это и подразумевало дополнительные вложения, начиная с разработки проекта и заканчивая самой стройкой. На смену классическим высоткам со скругленными углами и плавными линиями пришла сложная футуристическая архитектура, созвучная духу новой локации и ее амбициям. Проект, разработанный бюро Ariada, теперь гораздо больше соответствует морскому «неймингу». В двух высотках первого квартала по фасадам зданий будто бежит волна. Водную тему поддержит и градиент от синего к голубому и белому. Увидев такую примечательную архитектуру, сразу понимаешь — здесь начинается Москва будущего: зеленая, ультрасовременная и неординарная.
«Южный порт» — витрина новой Москвы, в которой сейчас формируется ее новый визуальный код, полигон для архитектурных экспериментов. Здесь можно то, что нельзя на условной Якиманке: небоскребы, футуристичные мосты и смелые силуэты. Москва 2035 года, скорее всего, будет выглядеть именно так.
Фото: пресс-служба «Галс-Девелопмент», stroi.mos.ru, aeondevelopment.ru, Haggardous50000, vkilikov, OlegDoroshin/shutterstock.com/Fotodom



