Еще лет десять назад одним из самых популярных способов покупки автомобиля был кредит. Благодаря этой услуге многие могли себе позволить автомобили более высокого класса, что приятно.
Потом, в середине прошлого десятилетия, начал распространяться каршеринг. Он стал как заменой, так и органичным дополнением к личному автомобилю: в условный ресторан всегда можно было поехать на каршеринге, оставив свою машину во дворе.
Сегодня же набирает популярность сервис долгосрочной аренды автомобилей. Услуга появилась в России еще в 2018 году и оказалась очень востребованной — аналогичные сервисы быстро запустили крупные игроки вроде Яндекс Драйва. Уже сейчас эксперты предсказывают, что к 2030 году автомобильный рынок будет как минимум на 15% состоять из подписок. И это неудивительно. Пугающие новости об исчезновении с рынка автомобильных запчастей заставили многих не только отказаться от покупки машины в прошлом году, но и вообще продать свой автомобиль. К тому же, по мнению многих участников рынка, такой формат пользования (по сути операционный лизинг) стал выгоднее покупки машины в кредит, а значит, услуга будет привлекать все больше новых клиентов.
Подписка — это фактически долгосрочная аренда автомобиля. В сервис подписки входят техобслуживание и страховка — то есть все потенциальные сложности, которые возникают у автовладельцев. Ну а если с машиной что-то случилось, платежи могут приостановить, и платить впустую за время, которое автомобиль проведет в сервисе, не придется.
Можно посмотреть, как работают подобные сервисы, на примере Яндекс Драйва. Нужно открыть приложение, выбрать модель, тип страховки, срок подписки и пробег. Компактный европейский седан C-сегмента можно арендовать от 7 тыс. руб. в неделю. Более статусный немецкий бизнес-седан обойдется в 20,5 тыс. руб. за неделю аренды. Также есть новые модели китайских производителей — например, Geely Coolray можно арендовать за 11,5 тыс. руб. в неделю. В приложении предлагают выбрать подходящий вариант оплаты: раз в неделю, раз в месяц или сразу за весь период аренды. Взять машину по подписке могут и огранизации — в этом случае оплата происходит со счета компании.
У разных сервисов есть разные территориальные ограничения — в сервисе Яндекс Драйва на подписочной машине можно ездить по Москве и Московской области, Санкт-Петербургу, большей части Карелии, Татарстану, Краснодарскому краю. Если нужно выехать за пределы зон, это можно согласовать со службой поддержки.
Что особенно важно, техники сервиса приезжают в любую зону обслуживания и сами разбираются с машиной, если что-то не так. Тот же Драйв обеспечивает все техобслуживание машины и замену масла, тормозных дисков, колодок, дворников. Взять машину можно хоть на месяц, хоть на полгода и при желании всегда продлить подписку.
Но, естественно, есть и важные нюансы, которые нужно знать: например, у подписки есть лимит пробега. При старте аренды можно выбрать километраж, а если его превысить, нужно будет доплатить, чтобы не получить штраф.
Похоже, что с повсеместным развитием «подписочной экономики» такой формат пользования совсем скоро будет определять не только то, что мы слушаем, смотрим и едим, но и то, на чем мы ездим. Впрочем, простым автолюбителям это только на пользу: машины можно часто менять, пересаживаясь с одной модели на другую, а все сложности, которые могут возникнуть, берут на себя сервисы подписки. Водителю остается только приятная часть — наматывать километры и ни о чем не думать.