Почему вы должны меня знать: создательница настольной игры «О Москве» Светлана Башмакова - Москвич Mag
Иван Коновалов

Почему вы должны меня знать: создательница настольной игры «О Москве» Светлана Башмакова

4 мин. на чтение

Мой путь к созданию настольных игр о городах начался с корпоративного опыта. Я 13 лет занималась развитием и оценкой персонала, в том числе мы разрабатывали настольные игры для сотрудников компаний. Но со временем мне захотелось чего-то более творческого.

Я прошла несколько курсов в Британской школе дизайна и, полная идей, однажды сделала вместе с дочкой игру «Змеи и лестницы». Для меня было важно, чтобы она в игровой форме познакомилась с цифрами и буквами. Получилось здорово, и мы играли всей семьей.

Потом мы переехали из Сибири в Петербург. Я увидела старую карту города с отмеченными достопримечательностями и подумала: «Как классно, когда смотришь на картинку и получаешь комплексное представление о городе!» У меня так: сразу понимаешь, где север, где юг, и не теряешься. И тут меня осенило: почему бы не соединить творчество, психологию и карты? Плюс ко всему Питер — туристический город, и это хорошая возможность для бизнеса.

Конечно, я понимала, что это необычная ниша. Я на тот момент еще работала в корпорации, и у меня был стабильный доход. Я начала присматриваться к этой идее. Потом мне попалось полноценное исследование РБК о рынке настольных игр в России. Оно было свежее и очень показательное. Главный вывод: рынок развивается, но он одноногий, в основном это франшизы вроде «Монополии» или «Уно». Еще я заметила, что механик в настольных играх всего три-четыре, остальное вариации. Я поняла, что можно придумать что-то оригинальное.

Я стала изучать сувенирные магазины и книжные в Петербурге. Хотелось создать полезный подарок-сувенир, но в продаже было только что-то очень детское или, наоборот, чересчур узкопрофильное вроде игр про один остров. К тому же все настольные игры про города, которые я находила, были викторинами. Чтобы играть, ты уже должен был все знать о городе, иначе игра превращалась в угадайку или соревнование, кто самый умный. Это некомфортно. Мне хотелось создать игру, в которой не будет проигравших. Хотелось, чтобы это был win-win: ты играешь и узнаешь что-то новое, и все вместе обогащаетесь.

Еще меня расстраивало качество. Я купила несколько игр про Москву и Питер, и они были откровенно не очень: картон рвался, карточки терялись, правила были сложными. И я решила: моя игра будет без всего этого! Никаких викторин, никаких сложных правил, никаких карточек. Мы не будем мериться знаниями. Мы будем вместе узнавать город и рассказывать свои истории.

Каждая игра с разными людьми — это бездонный колодец. У меня одни истории, у тебя другие. Это работает и с разными возрастами: родители рассказывают детям свои личные истории, и это воспринимается гораздо лучше, чем сухие факты. Я хотела, чтобы игра выглядела как коробка конфет. Чтобы ее было приятно дарить и она при этом была содержательной. Внутри — игровое поле с детализированной картой, книжка с фактами (которая также есть на сайте, чтобы ничего не потерялось) и фишки.

Первую партию игры про Питер — 100 штук — я произвела на свои деньги. Мой партнер Артур помог с реализацией. Мы поставили игры в Дом книги «Зингера» и сувенирные магазины. Продажи вышли в ноль, но я поняла, что продукт востребован. Потом мы вложили свои деньги в тираж в 1000 штук. В августе мы вышли на маркетплейсы, и вся партия ушла за полгода.

Я поняла, что у игры про Питер много фанатов, 60% из них — москвичи. А потом мы сделали игру о Москве. Она получилась очень детализированной, отрисовка заняла почти два года. Я делала все на свои средства, без кредитов, поэтому процесс шел не быстро.

Правила очень простые. Игроки бросают кубик и передвигают фишки. Где остановилась, там нужно рассказать историю или факт о месте. Например, выпала Третьяковка. Ты можешь рассказать, как ходил туда на свидание или какой-то исторический факт.

Книжку с фактами я собирала сама из разных источников. С Петербургом было немного проще, потому что он строился по плану. А Москва — это столица с очень богатой историей. Здесь много знаковых событий, которые важны не только для города, но и для всей страны. Мне хотелось это все впихнуть в книжку, чтобы это не было скучно. Задача — сделать первое касание с историей и культурой, заинтересовать, а потом уже можно углубляться. 

Когда я делала презентацию для гидов, они говорили: «Ничего себе, мы столько нового узнали!» Над игрой работали московские гиды и краеведы. Мы отбирали факты так, чтобы даже коренные москвичи узнавали что-то новое. Игровой маршрут ведет от Красной площади до «Москва-Сити» — от старого к новому. Для детей это тоже классно: они начинают комплексно видеть город и его масштаб. Но коренные москвичи, когда играют, все равно редко заглядывают в книжку. Они рассказывают свои личные истории, и игра становится поводом просто поговорить о Москве. 

Мне хотелось сделать продукт, который укрепляет семьи и раскрывает историю городов. Что-то, что можно взять в руки и сказать: «Блин, умеют русские делать классно!» И я хочу делиться с людьми этим драйвом, когда узнаешь, например, что интервал между поездами в московском метро самый короткий в мире — всего 80 секунд. Когда понимаешь, в каком крутом месте ты живешь.

Фото: из личного архива Светланы Башмаковой

Подписаться: