Почему вы должны нас знать: основатели «Экскурс-бюро №1» Марта Агеева и Юлия Абрамова - Москвич Mag
Мария Ганиянц

Почему вы должны нас знать: основатели «Экскурс-бюро №1» Марта Агеева и Юлия Абрамова

6 мин. на чтение

Марта: Я москвичка. Первое осознанное воспоминание о Москве — это зоопарк, мне четыре года, и я вижу сову. Мне не нужен был никто: я не смотрела на слонов или медведей, только сова, от которой я не отходила. Потом воспоминания вперемешку, это было счастливое детство с музеями, театрами (особенно кукольным театром им. Образцова), куда мы ходили с мамой, парком Горького и огромным драконом. Мои первые заметки в газетах еще до поступления на журфак РГСУ были о Москве. В газете «Пионерская правда» я писала о фестивале цветов в Кузьминках и фестивале меда в Манеже. Одним словом, любила свой город всегда и во всех его видах.

Первую свою экскурсию я провела в 14 лет. Это была экскурсия по Арбату и я до сих пор помню ее название: «Арбат — улица длиной в один км». Нас учили водить экскурсии по Москве еще в школе. Удивительно, как в обычной общеобразовательной школе нам дали еще и профессию. Летом мы водили школьников первого-второго класса на прогулки в городских лагерях, устраивали прогулки для пенсионеров. Гуляли по Зарядью времен гостиницы «Россия» и по руинам Царицыно. Но тогда мне это казалось лишним, потому что я хотела поступать на журфак. С первого курса работала в ИТАР-ТАСС, объездила всю страну, писала про кинофестивали, моду, Москву. Брала интервью у мировых звезд. И только спустя лет десять с той самой первой экскурсии по Арбату, в моменты, когда я думала, а чем же еще заработать (зарплаты обозревателя мне не хватало), что я умею и хочу делать, возникла идея вновь водить экскурсии.

Юля: Я родилась и выросла в Москве. С детства любила историю и литературу. Поступать решила на актерское, не поступила и пошла на модный тогда факультет связей с общественностью РГСУ. Много лет занималась продвижением ресторанов, продуктов питания. Теперь применяю знания, в том числе на нашем маршруте «Москва Вкусная». Как-то раз поехала в отпуск в Рим, где нашла удивительного гида, влюбленного в свое дело и в свой город. Он стоил немало (пришлось даже уговорить друзей отказаться от ужина в ресторане и поесть просто пиццу). После экскурсии я подумала, что хочу рассказывать про свой город именно вот так. И тогда мы с Мартой, с которой мы дружили с детства и много гуляли по Москве, поделились друг с другом желаниями и общей мечтой — показывать город и открыть свое дело. Так появилось «Экскурс-бюро №1». Первые наши гонорары были 500 рублей, которые мы тратили на кофе в «Старбаксе» после многочасовых прогулок.

Марта: Довольно быстро мы поняли, что надо убрать хотя бы для себя слово «экскурсии», чтобы убрать страх, что сейчас будет как в школе — три часа с бесконечным «Это здание было построено в таком-то году, тут родился, посмотрите налево… » Свой подход к знакомству с городом для себя обозначили словом «прогулки». Оно отражает именно то, что мы хотим донести в наших проектах: Москва — удивительный город, в нем множество историй, но мы расскажем о них ровно столько, чтобы оставалось приятное послевкусие и желание узнать больше, чтобы участники прогулки смогли полюбить эту улицу или переулок, а не умотаться от обилия километров и информации.  

Юля: А еще довольно быстро мы поняли, что погода в нашем городе часто, да почти всегда, не подходит для прогулок, в Москве то вечно все мерзнут, то постоянно всем жарко. То ищешь место, где теплее, то где спрятаться в тень от палящего солнца. Выстроить бизнес, учитывая этот фактор, оказалось непростым делом: мы перестали искать погоду, а стали искать тех, кто точно не передумает гулять с утра, потому что дождик, лень или плохое настроение. И стали делать неординарные прогулки для компаний и брендов.

Марта: Придумывали необычные форматы. Проводили экскурс-ланчи для офисных сотрудников. Мы забирали их с работы и гуляли с ними час вокруг офиса, показывая, какой, оказывается, удивительный район, в котором они работают, и как многое люди не замечают в ежедневной суете. 

Стали делать невероятные свидания. Масштабные истории, но на двоих. Например, молодой человек заказал прогулку для девушки, влюбленной в творчество Рахманинова. Утром для нее в зале на Патриарших прудах известная пианистка играла музыку Рахманинова, потом была прогулка в Москве по местам жизни композитора, повар готовил блюда, которые он любил, а завершался вечер в кинотеатре просмотром фильма «Ветка сирени» про жизнь композитора. Девушка была в восторге от этой программы для нее и про нее. Молодой человек сверх и так немалой суммы за организацию свидания добавил нам весьма щедрые чаевые.  

Юля: Для мужчин по заказу девушек мы делали «День агента 007 в Москве» с закрытыми стадионами, с тиром, с дорогими красивыми машинами и заданиями. Был как-то день по любимому фильму именинника «Место встречи изменить нельзя». Довольно быстро прогулки выросли в целые сценарии с привлечением актеров. Но что бы мы ни придумывали, всегда держим линию — город и его жизнь. 

Хит этого года у нас «ПП-тур», что значит «поэзия и пьянство». Конечно, поэзии в нем больше, чем пьянства: три актера водят группу переулками Китай-города, рассказывают про Москву, читают стихи о городе и даже сочиняют их на ходу. И еще мы заходим в бары по маршруту, где пробуем разные настойки, но в меру. Получается идеальный коктейль из стихов, дегустации новых вкусов и информации о городе. 

Марта: Бренды и корпорации быстро поняли, что Москвой можно и нужно удивлять клиентов, своих сотрудников из регионов и гостей. Но делать это в стиле «Экскурс-бюро». Например, неделю назад у нас был уличный тур «Алло, Москва» для сотрудников крупной компании, обеспечивающей связь для всей страны. Можно было просто показать им здание Телеграфа, первой АТС, телефонной станции на Мясницкой. Но нам захотелось оживить историю. Поэтому гиды были в ролях «телефонных барышень», мы гуляли по Замоскворечью и вспоминали самые известные телефонные разговоры. Во дворе Дома писателей, где жил Пастернак, поставили актера, который читал отрывки из «Живаго» — в такие моменты у меня мурашки, что мы не просто показываем, а хоть немного воспроизводим историю. У школы, где зародилась группа «Машина времени», музыкант играл на гитаре песню «Вот, новый поворот». Это так важно показывать гостям прогулок, вспоминать, как это могло быть, оживлять то, что помнят эти улицы, какие строки, какие звуки…

Из премьер этого лета: мы делаем совместно с фондом Юрия Никулина «Цирк и милосердие» уличный спектакль «Никулин До… ». Он пройдет в Токмаковом переулке и окрестностях Бауманской, том районе, где рос мальчик Юра, который стал великим актером, клоуном и человеком. Прогулка напомнит, что все мы родом из детства.

Юля: Мы показываем город для тех, кто тут вырос и родился, ищем всегда новое, удивительное. Во время прогулок любим завести в галерею современного искусства (например, к Алине Пинской) или, когда гуляем по Бауманской, показать лучшую ювелирную мастерскую с 1980-х годов (точный адрес: Бауманская улица, 20/7. Вдруг вам тоже надо). Любим удивлять тех, кто не был в городе никогда, и показываем им «Москву 3D», где есть старый город, советский и современный.

Марта: Да, например, для свидания в «Москве 3D» вас отведут на мост в Нескучном саду, где Пушкин впервые поцеловал Гончарову. Это будет про старую Москву. Покажут дом, где творили Родченко и Степанова — это уже Москва советского периода. Заведут в березовую рощу «ГЭС-2» или покажут только для вас сеанс в «Художественном» — это уже современность. 

Мы когда-то сделали чек-лист 52 мест в Москве. Там много идей, и, возможно, этим летом он кого-то вдохновит на прогулки, а для остального есть мы. 

Юля: За двенадцать лет работы «Экскурс-бюро №1» мы поняли, что для гостей очень важно иметь особый настрой на прогулку, на какую-то детскую радость, когда заходишь в новый двор, видишь необычный памятник, узнаешь про шикарную бюджетную столовую в Доме ученых. Если ты настроен на прогулку, она уже удалась.  

Марта: Из мечт-планов: мы думаем сделать школу гидов для подростков, у нас есть удачный опыт — проект Teens for Teens, когда подростки ведут прогулки на «своем» языке своим ровесникам. А еще хотели бы войти в команду тех, кто занимается фирменным стилем нашего города, создать крутой логотип, больше информационных стендов с историями, больше навигации, карт, квестов для всей семьи. И просто хочется, чтобы бренды, новые магазины, компании и корпорации почаще обращались к истории, помнили откуда все пошло. И что каждое место мы можем украсить историями из прошлого.

Фото: Даниил Овчинников

Подписаться: