Возвращения москвичей в ТЦ ожидают не раньше чем через полгода.
Аналитики из компании Focus Technologies подсчитали посещаемость торговых центров Москвы и Подмосковья с января по ноябрь этого года и сравнили результаты с данными прошлых лет, сообщает «Коммерсантъ».
Выяснилось, что москвичи посещают крупнейшие ТЦ (то есть площадью более 80 тыс. кв. м) в этом году на 25% реже, чем прошлом, и на 39% реже, чем в допандемийном 2019-м. Связывают это прежде всего с уходом из России крупных иностранных брендов — в компании «Магазин магазинов» подсчитали, что за год доля пустующих площадей в торговых центрах увеличилась на 3% и достигла 12%. Еще одна причина падения посещаемости заключается в том, что потенциальные покупатели вынуждены экономить деньги.
Однако с уменьшением размера ТЦ уменьшаются и его потери. Так, крупные ТЦ (площадью 40–80 тыс. кв. м) потеряли лишь 7% посетителей в сравнении с прошлым годом и 24% в сравнении с 2019-м, посещаемость средних ТЦ (20–40 тыс. кв. м) оказалась на уровне прошлого года и на 26% меньше, чем в 2019-м, а малоформатные центры (5–20 тыс. кв. м) и вовсе прибавили 1% посетителей за год, хотя их все еще на 8% меньше, чем в 2019-м.
Руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев такое распределение покупателей связал с тем, что в небольших ТЦ всегда было довольно мало магазинов западных брендов, из-за чего санкции сказались на них в меньшей степени. Они ориентированы на товары повседневного спроса, благодаря чему у них всегда есть стабильный поток клиентов.
Пустующие площади ТЦ постепенно заполняются, привлекая новых посетителей, но происходит это довольно медленно. По данным регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, в торговых центрах Москвы и Подмосковья открылось 27 универмагов и мультиформатных концепций с одеждой российских брендов.
Эксперты не ожидают, что посещаемость ТЦ восстановится в ближайшее время — как минимум не в первом полугодии 2023 года.
Фото: shutterstock.com